Tilda Publishing
При заключении подобных соглашений артисту обязательно следует получить независимую юридическую консультацию, желательно у юриста, специализирующегося на музыкальном бизнесе или имеющего опыт в области музыкальных контрактов. В противном случае контракт будет значительно слабее, так как у менеджера появятся возможности для оказания чрезмерного влияния. В некоторых странах таких юристов просто нет. В этом случае любая независимая консультация лучше, чем ничего. Артист и менеджер могут рассмотреть возможность обращения к юристам из другой страны, если в их стране такой специализации не существует и если это возможно с финансовой точки зрения. В этом случае может получиться так, что исполнение контракта будет регулироваться законами той страны, где работает соответствующий юрист. Еще одно преимущество состоит в том, что иностранный специалист в области права может помочь менеджеру и артисту увидеть новые возможности в той стране, где он работает. При принятии такого решения и менеджеру, и артисту следует задуматься о том, где их музыка может пользоваться наибольшей популярностью, и рассмотреть возможность привлечения юристов из этой юрисдикции. Если провести поиск по словосочетанию «юрист в области музыкального бизнеса» и по названию страны, то найти нужного специалиста будет несложно.

Когда артист только начинает свою карьеру, финансовые возможности, как правило, ограничены, и перспектива существенных трат на юридическую помощь не вызывает энтузиазма. Большинство юристов знают об этом и нередко готовы либо согласиться на небольшой гонорар, либо отложить оплату до того момента, когда будет получен аванс за звукозапись или публикацию, в надежде, что в будущем объем работы увеличится. Иногда юридические издержки артиста готов оплатить менеджер при условии, что эти затраты будут компенсированы, когда начнет поступать доход. В любом случае важно, чтобы артист и менеджер до начала работы получили информацию о стоимости услуг соответствующих юристов. Важно, чтобы у менеджера и у артиста были разные юристы. Если артист состоит в каком-либо союзе музыкантов, то такие союзы иногда предоставляют юридические консультации за сравнительно небольшую плату или бесплатно. Информацию о союзах музыкантов по всему миру можно найти на сайте Международной федерации музыкантов (FIM) www.fim-musicians.com.


Справедливый и разумный путь — это переход от устной договоренности к краткосрочному соглашению на испытательный срок, а затем — к долгосрочному соглашению. Многие соглашения оказались неудачными из-за того, что менеджер требовал слишком многого на начальном этапе, возможно, настаивая на подписании долгосрочного соглашения еще до начала работы. Юрист, работающий с артистом, вполне может посоветовать ему не соглашаться с таким поспешным и, возможно, слишком жестким подходом, который может заставить артиста задуматься по поводу уместности таких действий и, возможно, усомниться в добросовестности менеджера. Ко всем подобным переговорам следует подходить с осторожностью и проводить их дипломатично, чтобы и артист, и менеджер смогли сохранить энтузиазм для продолжения работы. Для артиста, который только что встретил подходящего менеджера, может быть довольно сложно начинать с ним сразу же непростые переговоры.


Устные договоренности

Некоторые очень успешные менеджеры работают на основе устных договоренностей или договоренностей, «скрепленных рукопожатием». И работают весьма успешно. Вероятно, они настолько уверены в себе, что считают, что у артиста не будет соблазна уйти к другому менеджеру. В Соединенном Королевстве и в некоторых других странах устные договоренности об оказании таких услуг (аналогично, тем, которые прописаны в соглашении о сотрудничестве между менеджером и артистом) могут быть осуществлены в судебном порядке, тогда как в США обязательными для исполнения могут быть только договоренности, заключенные в письменном виде.


Проблема с устными договоренностями состоит в том, что они могут работать, когда все идет хорошо, но не в случае возникновения противоречий. Тогда может возникнуть ситуация «слово одной стороны против слова другой стороны», особенно если при заключении устных договоренностей не было свидетелей. Поэтому желательно по возможности обеспечить присутствие надежных свидетелей при заключении такого соглашения и постараться максимально четко оговорить как можно больше вопросов (срок действия договоренности, размер комиссии, на какой доход начисляется комиссия, как выплачивается комиссия после окончания срока действия соглашения, размер комиссии при проведении турне, компенсируемые расходы и т.д.).

Еще одно преимущество устной договоренности состоит в том, что она может быть более приемлемой для артиста, во всяком случае, на начальном этапе, так как он не будет чувствовать себя чрезмерно связанным. В целом, даже если на начальном этапе соглашение заключается в устной форме, всегда желательно подписать письмо о краткосрочном сотрудничестве, пример которого приводится в приложении В, или заключить письменное долгосрочное соглашение, как только это станет целесообразно. Это позволяет обеим сторонам максимально четко понимать свои права и обязанности, но, как указано выше, не вредит духу сотрудничества.


Правовые ограничения и подразумеваемые условия устных договоренностей.


Если возник спор, а письменное соглашение отсутствует, суд может наложить определенные правовые ограничения на взаимоотношения между артистом и менеджером. Подразумеваемые условия, которые суд может признать обязательными, включают в себя, например, следующие:


1. менеджер не должен допускать возникновения конфликта интересов с артистом;


2. менеджер должен представлять артиста, проявляя должную заботу, т. е. менеджер должен честно и надлежащим образом представлять артиста, не используя недолжным образом конфиденциальную информацию об артисте и не представляя его таким ненадлежащим образом, который может нанести ему ущерб;

3. менеджер должен вести точный учет доходов и расходов артиста, а также вести учет банковских выписок, счетов, чеков и т.д.
Made on
Tilda