Tilda Publishing
ТСЗ (технические средства защиты) — это часть ТСУАП (технические средства управления авторскими правами). ТСУАП могут включать в себя системы ТСЗ защиты от копирования, а также цифровую информацию, например идентификационные номера и другие данные, используемые для обеспечения функциональности, сбора данных и маркетинга. ТСЗ-системы могут использоваться для ограничения или защиты от несанкционированного доступа и копирования физических цифровых носителей (таких как компакт-диски) и цифровых музыкальных файлов. Такие системы стали фундаментом принятых в 1996 г. договоров ВОИС в области интернета, в которые были включены соответствующие правоприменительные формулировки. Согласно этим договорам государства-члены обязаны принять национальные законы, устанавливающие уголовное наказание за попытки обойти подобные меры защиты от копирования, если они были применены законным правообладателем записей, представленных к широкой продаже. Вполне обоснованно предполагалось, что это решение позволит обеспечить идеальную защиту авторского права и смежных прав в цифровую эпоху.

Однако применение таких мер по защите от копирования в рамках ТСУАП вызвало недовольство потребителей, которые уже привыкли, что после покупки компакт-диска с ним можно делать все что угодно. Они могли скопировать его на кассету, чтобы слушать в машине, или сделать копию для друга. Когда подобные ТСЗ начали применять при выпуске компакт-дисков, это резко обрушило их потребительскую ценность. Одно из ограничений заключалось в том, что такой диск невозможно было проиграть в дисководе компьютера. Это раздражало потребителей, поскольку такие дисководы использовались все шире. Ситуация достигла апогея в 2005 г., когда компания Sony-BMG начала использовать в своих дисках «руткитовые» ТСЗ-модули. Позже выяснилось, что руткит, записанный на восьми миллионах компакт-дисков с 51 защищенным от копирования наименованием, незаметно для пользователей устанавливался на их компьютеры, а его работа делала их уязвимыми для вирусов и хакерских атак. Предполагается, что заражению подверглись 500 000 сетей, в том числе правительственные и военные. После этой истории компания Sony-BMG уничтожила миллионы произведенных дисков и перестала использовать какие бы то ни было ТСЗ для защиты от копирования физических музыкальных носителей.

Этому примеру вскоре последовали остальные производители фонограмм.
В мире легальной загрузки цифровой музыки применение ТСЗ стало ограничивающим фактором. С одной стороны, потребитель мог незаконно скачать в любой из файлообменных сетей запись без всякой защиты от копирования; с другой стороны, он мог за деньги загрузить легальный файл, защищенный от копирования. В случае такого выбора даже самые законопослушные потребители решали рискнуть и воспользоваться бесплатной загрузкой. В 2007 г. компания EMI достигла знаковой договоренности с iTunes, согласно которой компания EMI соглашалась предоставить свои цифровые записи потребителям, использующим формат Apple AAC, без защиты от копирования, но по немного более высокой цене по сравнению с ценой цифровой копии, защищенной от копирования. Это был важнейший прорыв для потребителей и музыкальной индустрии. Технические средства защиты от копирования быстро остались в прошлом, и сегодня почти все представленные на рынке легальные цифровые копии не имеют ТСЗ.

ТСУАП по-прежнему используются на звуковых носителях и аудиофайлах с музыкой, но технология защиты от копирования больше не применяется. Исключением является «привязка», которая прилагается к загрузкам, сделанным через сервисы, работающие по подписке, такие как TDC (в Дании), Spotify Premium и Deezer. Использование этих сервисов предполагает ежемесячную оплату подписки, в обмен на которую подписчик получает право загружать музыку на зарегистрированный компьютер или мобильное устройство. Однако в случае прекращения оплаты подписки загруженные файлы воспроизвести невозможно.
Еще одна актуальная в прошлом проблема была связана с тем, что файлы Apple формата AAC могли проигрываться только на устройствах Apple, но не на MP3- плеерах. В 2006 г. компания Apple разрешила конвертировать свои файлы из AAC в MP3 (с помощью использования выпадающего меню на вкладке «Дополнительно» в iTunes), что обеспечило интероперабельность, потребность в которой давно назрела как у фанатов, так и в самой музыкальной индустрии.




Made on
Tilda