Tilda Publishing
Важно отметить, что представленные образцы договоров являются лишь информационными и не могут заменить работу с юристом при заключении контрактов. Каждый случай уникален, поэтому подготовка документов требует тщательного подхода к деталям со стороны специалиста.
Прежде чем переходить к готовым образцам, мы рекомендуем вам ознакомиться с содержимым статьи, чтобы лучше понимать суть и структуру контракта. Если вы уверены в своих знаниях и желаете сразу перейти к примеру документа, вы можете скачать готовый образец внизу страницы.

Договор между соавторами - это важный инструмент, особенно когда речь идет о распределении финансовых вознаграждений. Такой договор может потребоваться при сотрудничестве с звукозаписывающими компаниями, продюсерскими агентствами, организациями по управлению авторскими правами и другими компаниями, которые готовы платить за вашу музыку. Обычно договор используется для определения долей гонораров: кому какая часть будет причитаться. Кроме того, это полезный инструмент, когда два исполнителя с разных звукозаписывающих компаний создают совместную запись и по взаимному соглашению одна из сторон выпускает совместную запись на своем лейбле. Подобное соглашение между сторонами также может быть оформлено в указанном договоре между соавторами.

Когда музыканты становятся соавторами? На самом деле, если двое музыкантов пишут по куплету для бита, созданного третьим музыкантом, то ни один из них не становится соавтором, поскольку отсутствует элемент совместной работы над единым произведением. Каждый просто создает свою часть песни, которая лишь условно связана с другой частью, в разное время (иногда месяцы или даже годы проходят между созданием куплетов разных музыкантов). Если же вы работаете вместе над текстом, корректируете музыку, создавая единое целое, тогда это совсем другое дело. Поэтому необходимо дать собственную оценку: являетесь ли вы авторами отдельных произведений, объединенных в одно целое, или вы работаете над одним единым произведением.

Поэтому на вопрос о том, стоит ли заключать договор между соавторами, эксперты дают разные ответы и, как правило, делают вывод в абсолютном виде: либо делать это всегда и для всего, либо не делать совсем. Однако договор между соавторами может помочь упорядочить управление правами и распределить доли в вознаграждениях. Именно этот вариант мы и будем рассматривать.

Все соавторы и исполнители, а также производители фонограммы, должны быть указаны, даже если кто-то из них не подписывает документ. Необходимо указать их конкретные роли в создании произведения.

Несмотря на распространенное заблуждение, производитель фонограммы - это не тот, кто её создал, свёл или записал. Он не является битмейкером, звукорежиссером или саундрайтером. Согласно закону, производитель фонограммы – это лицо, которое инициировало и контролировало первую запись исполнения звуков. Проще говоря, это человек, который начал запись трека. Как правило, исполнитель, пригласивший другого исполнителя на совместное выступление, является производителем фонограммы и её правообладателем.

Доли в вознаграждениях за использование песни. Договоры о соавторстве заключаются уже для готовых треков (фонограмм), поэтому доли в вознаграждениях должны указываться отдельно: доля за осуществление авторских прав на произведение, доля за осуществление смежных прав (исполнение и запись фонограммы).

Ограничения на использование произведения для каждого соавтора. Например, каждый из них имеет право на публичное исполнение произведения и распространение записи среди широкой аудитории, например, публикацию трека в социальных сетях. Однако только один из них может выпустить трек на любом звукозаписывающем лейбле. Важно понимать, что если оба соавтора сохраняют определенный объем прав, то такие же условия должны быть включены и в договор с дистрибьютором.

В соглашении обязательно должен быть указан срок действия договора.

В соглашении между соавторами не должно быть никаких указаний или намеков на разделение исключительного права на доли. Такое выделение долей не допускается в соответствии с пунктом 35 Постановления Верховного Суда № 10 от 23 апреля 2019 года. Если соглашение между соавторами предполагает разделение исключительного права на доли, оно не будет иметь юридической силы, так же как надпись на песке не может служить доказательством.

В соглашении не следует упоминать лиц, не имеющих прав на объект. Например, если соглашение касается готового трека, его сторонами могут быть только соавторы, исполнители и производители фонограммы. Другие участники процесса, такие как звукорежиссеры, PR-менеджеры, таргетологи или менеджеры, не должны быть упомянуты в соглашении.

Учитывая, что произведение созданное в соавторстве используется соавторами совместно, и если оно является неделимым целым, ни один из соавторов не может запретить другому использовать его. В связи с этим, возникает сложность в определении границ прав каждого из соавторов на такое произведение. Поэтому, вместо того чтобы устанавливать ограничения на права соавторов, лучше определить так называемые “негативные обязательства”. Это означает, что соавторы обязуются не совершать определенных действий, например, соавтор Х обязуется не делать N.

В соглашении можно предусмотреть условия для принятия совместных решений. Например, если возникает необходимость «очистки прав», чтобы третье лицо могло сделать кавер или ремикс, решение о согласии на это действие может быть принято соавторами вместе.

В соглашении можно указать условия лицензирования одной песни разными звукозаписывающими компаниями. Например, два соавтора создали по куплету песни, которые могут исполняться на концертах отдельно. Таким образом, два куплета не являются неделимым целым и могут использоваться по отдельности. Каждый соавтор имеет право исполнять свою вокальную партию, и за эти куплеты каждый соавтор может получать авторские вознаграждения от звукозаписывающей компании (или компаний) напрямую. Тем не менее, для составления данного условия рекомендуется обратиться к юристу.

Если все гонорары будут собираться одним из соавторов (что происходит в 99% случаев), следует предусмотреть согласие на сбор гонораров с обществ коллективного управления правами и определить общий порядок выплаты остальным соавторам их доли.

В некоторых случаях соглашение между соавторами заключается не для управления правами и распределения гонораров, а для следующих целей:
Договориться о лицензировании произведения соавторами для разных звукозаписывающих компаний.

Договориться, что один из соавторов останется анонимным и его имя не будет упоминаться (гострайтинг, саундрайтинг).
Закрепить на бумаге состав соавторов и заключить договор с обществом по коллективному управлению авторскими правами.
Заключить соглашение, согласно которому один соавтор будет вправе выпустить совместный трек на определенном звукозаписывающем лейбле от имени всех соавторов.

Заключить соглашение об отказе одного из соавторов от авторских вознаграждений.
И это лишь некоторые из возможных вариантов. Иногда встречаются совершенно уникальные и даже абсурдные договоренности. Например, двое соавторов договорились, что их песня должна быть исполнена впервые только на Международной космической станции, и никак иначе. Таким образом, соглашения между соавторами могут значительно различаться в зависимости от конкретных обстоятельств, предусматривать различные права и обязанности, а также содержать нестандартные условия. При подписании и редактировании таких соглашений следует в первую очередь ориентироваться на фактические договоренности и не бояться выходить за рамки закона и собственной фантазии.

Эта инструкция и образцы договоров составлены в соответствии с действующим законодательством об интеллектуальной собственности на момент публикации. Представленные шаблоны договоров носят информационный характер и не могут быть использованы без консультации с юристом. Мы не несем ответственности за неправильное использование этих документов артистами.


Made on
Tilda