Tilda Publishing
ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА

Слаженное творчество требует силы воли и справедливую долю испытаний, которые нам навязывает наш разум. Неуверенность, самокритика, прокрастинация, зависть к коллегам, чувство одиночества, беспокойство перед выступлениями, а также отсутствие вдохновения - лишь малая часть испытаний, с которыми сталкиваются музыканты.

Наш образ и самооценка не только определяют наш успех в профессии, но и влияют на наше общение с людьми и нашу жизнь вообще. К сожалению, наша культура не всегда способствует заботе о нас самих. Мир, в котором мы живем, поощряет и даже навязывает нам постоянное стремление быть "быстрее, выше, сильнее". В погоне за достижениями, мы легко становимся слишком суровыми к себе.

Как понять, что наша самооценка подводит нас? Как не дать критике ошибочного разума заглушить голос нашего музыкального таланта и профессионализма? И как превратить заблуждения и страхи, которые сопровождают творческий процесс, в свободу?

Простым определением самооценки является взгляд на себя, на то, как мы видим и воспринимаем мир, а также наше место в этом мире. Наша самооценка всегда связана с обществом: наши чувства формируются под влиянием социальных норм, правил, мнений и ценностей.

- Самооценка служит защитой нашей индивидуальности и самостоятельности, обеспечивая узнаваемое поведение, которым другие могут охарактеризовать нас.
- Без самооценки сложно представить себе развитие и улучшение себя на протяжении жизни. Она помогает нам ставить перед собой цели и принимать решения в различных ситуациях, предсказывать результаты своих поступков и корректировать наши стратегии в зависимости от обстоятельств.
- Одной из важнейших мотиваций для нас является возможность получить признание от значимых людей и нашего окружения.
- По достижении наших целей, мы оцениваем наши действия в прошлом, испытываем удовлетворение, гордость и уважение к себе, и превращаем эти результаты в понимание самих себя.
- Самооценка, будучи своего рода фильтром и цензором нашего мышления и поступков, наклеивает этикетки на наши действия и мысли, определяя, что является положительным, а что - нет. Она является нашим другом, помогающим нам пройти через трудности, но может также стать коварным предателем, препятствующим нашему развитию.

Выделяются три вида самооценки:
- Заниженная самооценка (неуверенность в себе, робость, чрезмерная самокритика).
- Адекватная самооценка (здравая самокритика, умение одобрять себя).
- Завышенная самооценка (высокомерие, самонадеянность, бесстрашие без размышления).

КАК ФОРМИРУЕТСЯ САМООЦЕНКА

Когда мы сталкиваемся с трудными решениями, мы, непроизвольно, принимаем своё представление о себе как истину. Внутренний критик или одобрительный голос мы всегда рассматриваем как нашим, говорящим только правду и всегда желающим нам только добра. Мы редко задумываемся о том, откуда берутся наши представления о том, какими мы должны быть.

Но на самооценку влияет окружающая нас среда гораздо сильнее, чем мы думаем. Предположим, вы родились жизнерадостным, любознательным и социальным человеком. Однако наше поведение и самооценка подвержены корректировке из-за прямой или косвенной критики. Мама может сказать, что мы не учимся достаточно прилежно, отец может заявить, что ничего полезного из нас не выйдет, а соседка может сравнивать нас с другими детьми.

Также очень важное значение в формировании нашего поведения и самооценки имеет пример, установленный родителями. Например, если родители избегают проблем и не преодолевают препятствия, это может негативно отразиться на нашей решительности. Если отец с энтузиазмом и оптимизмом ищет новую работу, узнав об увольнении, и мама не теряется в спорах с отцом, а отстаивает своё мнение, то это очень хорошо. Но часто мы сталкиваемся с обратной ситуацией. Попытки родителей избегать решения проблем могут принимать разные формы, такие как алкоголизм, безразличное отношение к собственной жизни, попытки обвинить супруга или супругу в своих несчастных случаях и т.д.

В детстве мы не критически оцениваем своих родителей, а принимаем их мнение и стратегию поведения. В результате может сформироваться так называемая "выученная беспомощность". Хорошим примером этой выученной беспомощности может быть лошадь, стоящая на привязи рядом с легким пластиковым стулом. Ей не составляет особого труда сдвинуться с места, но она этого не делает.

Кроме того, отвержение или холодное отношение со стороны родителей может привести к низкой самооценке в будущем. Если нас недостаточно обнимали, не проявляли заботы, не реагировали эмоционально и с пониманием на наши проблемы, или если мы были свидетелями ухода одного из родителей в дошкольном возрасте, то наша детская психика воспринимала это как нечто неправильное. Дети по всему миру в этих случаях думают: "со мной что-то не так" и чувствуют беспокойство. Это самосознание становится спутником жизни развивающегося человека.

Что касается эмоционального или физического насилия в детстве, нейробиологи обнаружили стойкие изменения в функционировании мозга: психика ребёнка навсегда запоминает ощущение опасности. В подростковом и зрелом возрасте мозг часто слишком активно стремится распознать риски и угрозу в ситуациях, которые сами по себе опасности не несут (например, критика в адрес человека без травматического опыта будет воспринята как нейтральный стимул, тогда как травмированный музыкант будет остро и болезненно реагировать на неё). Человеку сложнее справляться с неудачами, ошибками и промахами, и эти мысли постоянно вертятся у него в голове (это называется "руминациями"). Подобный мыслительный стиль является предпосылкой для развития депрессии в подростковом/зрелом возрасте.

ЧЕМ ВРЕДНА НИЗКАЯ САМООЦЕНКА

Как известно, недостаток самооценки и неконструктивная форма перфекционизма являются серьезными преградами для развития важных сфер жизни человека либо совсем блокируют их. Категоричное и негативное отношение к неудачам и несовершенным результатам деятельности вызывают чувство вины, стыда и навязчивые самокритичные мысли. Влияние такого мышления также проявляется в коммуникации, чаще всего это проявляется отстраненностью, импульсивностью и обидчивостью. Настроение становится нестабильным, а продолжающийся период самоедства может стать источником стресса, который оказывает отрицательное воздействие как на мозг, так и на организм в целом. В результате, возникают тревожные или депрессивные расстройства, требующие лечения.

Признаки риска попасть в тревожно-депрессивное состояние (или усугубить уже существующее) из-за низкой самооценки включают следующие факторы:
 -  Руминация: снова и снова обдумывание собственных недостатков, затруднение в избавлении от навязчивых негативных мыслей.
 -  Нечестное сравнение: постоянное сравнение себя с другими людьми, которым идет лучше, что приводит к ощущению собственной неполноценности и ухудшает самочувствие.
 -  Потеря удовольствия от творчества: раньше творчество доставляло радость, а теперь постоянное самокритическое суждение делает его неинтересным.
 -  Нерешительность: трудность в принятии решений, низкая оценка себя самим и нежелание брать на себя ответственность и сталкиваться с возможно негативными последствиями.
 -  Страх сожаления: избегание принятия решений, которые могут привести к изменениям из-за страха неудачи и будущего сожаления. Низкая самооценка создает ощущение беспомощности и абсолютной невозможности действовать, основываясь на убеждении, что самокритика является единственной реакцией на неудачу.
 -  Изоляция: избегание общения с другими людьми из-за убеждения, что у вас нет ничего интересного для обсуждения и что вы можете стать обузой для других. Подобная изоляция еще более подавляет, поскольку вы оставаясь в одиночестве, все больше сосредотачиваетесь на своих недостатках и недостатках, вместо того, чтобы активно жить и заниматься собственной жизнью.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ БЛОКИРУЮЩИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ, ЧУВСТВО ВИНЫ И СТЫДА И НАЙТИ БАЛАНС МЕЖДУ САМОКРИТИКОЙ И ПРИНЯТИЕМ СЕБЯ

 Первый и главный этап изменений в нашей жизни заключается в осознании существования проблемы. Когда мы начинаем замечать проблему, мы переходим от неосознанного мышления к сознательному. Все важные и полезные изменения в нашем мышлении происходят в режиме метакогниции, то есть осмысления того, как мы думаем. Очень важно быть внимательными к своим реакциям и эмоциям и пытаться понять, для чего они служат, откуда они появились, являются ли они оптимальными и можно ли их изменить, переосмыслив. Как только мы начинаем замечать ситуации и свою реакцию на них, мы переходим в режим осмысления: из автоматического режима мы переключаемся на управляемый. Важно понимать, что требуется время и креативность для осмысления. С точки зрения психотерапии, умение следить за своими эмоциями, мыслями и поступками, анализировать их – это самый ценный навык, который мы можем развить.

Но, как и с любым навыком, здесь требуется систематичность, повторение и регулярность действий. Ровно так же, как мы учились в музыкальной школе: изучали ноты, работали над техникой, пробовали музицировать – все постепенно и последовательно. Только так, при свете осознанного размышления, мы сможем разглядеть и "прочитать" ноты нашего мышления, исполнить их, прислушаться и, если нужно, переписать. Резко поверить в себя, используя аутотренинг, простые медитации или гипноз, к сожалению, не поможет. Таким образом, не сможет сложиться новое понимание и не возникнут новые пути нейронных связей. Очень полезными могут стать популярные книги психологической направленности, такие как "Победи депрессию" и "Свобода от тревоги" Роберта Лихи, а также книги Ирвина Ялома. Очень полезно изучать современные подходы в психотерапии, включая терапию принятия и ответственности, терапию, сфокусированную на сострадании. В этих подходах особое внимание уделяется распознаванию критика внутри нас и пониманию того, что он говорит конструктивно и в чем он ошибается. В целом, психотерапия направлена на изучение и понимание себя и, как результат, на пересмотр и оптимизацию наших стратегий мышления.

Очень часто нам придется осмыслить наши отношения с родителями, понять, почему они вели себя так, как вели, что они на самом деле имели в виду, когда критиковали нас, и почему они до сих пор так делают. Размышления и планомерный анализ детско-родительских отношений при работе с психотерапевтом помогут обнаружить, разобрать, пересмотреть и избавиться от возможных травм, которые по-тихому вели нас по лабиринтам заблуждений о себе, препятствуя свободному творчеству.

Made on
Tilda