Tilda Publishing
До широкого распространения интернета правила соблюдения авторского права неплохо работали для авторов, исполнителей, производителей фонограмм, издателей, розничных продавцов и т.д. Конечно, предстояло еще много работы по устранению пробелов в международном законодательстве об авторском праве. В частности, требовалось введение права исполнителей и производителей фонограмм на публичное исполнение звукозаписей по всему миру, а также разработка договора, обеспечивающего международные права аудиовизуальных исполнителей. Работа над этим договором была завершена в Пекине в 2012 г.

В 1996 г. государства — члены ВОИС сделали дальновидный шаг и подписали так называемые договоры ВОИС в области интернета: Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) и Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП). Но в тот момент было невозможно предсказать, насколько быстро будет развиваться новая технология, в каком направлении и как именно. Когда интернет только появился, доступ осуществлялся через медленные коммутируемые соединения, скорости которых было достаточно для электронной почты и прочих текстовых сообщений и информации, но не хватало для передачи музыки или видео. Такая передача была возможна, но загрузка музыки требовала много времени, поэтому она не создавала конкуренцию продажам традиционных носителей, таких как CD и DVD-диски. Появление сжатых цифровых файлов в формате MP3 увеличило скорость загрузки, но по-прежнему требовало времени.

Все изменилось с появлением высокоскоростной широкополосной связи. Внезапно появилась возможность загружать музыку и фильмы на порядок быстрее, чем через коммутируемое соединение. И если раньше потребители были обязаны играть по правилам музыкальной индустрии и национального законодательства в области авторского права той страны, где они жили, то теперь они быстро поняли, что новая технология позволяет им взять инициативу в свои руки, даже если это незаконно. Потребители по всему миру, особенно студенты, начали очень быстро осваивать новую технологию, стремясь изучить все её возможности. Одним из таких студентов был 18-летний американец Шон Фэннинг. В 1999 г. он создал Napster — простую в использовании пиринговую программу для обмена музыкальными MP3-файлами через интернет. Название Napster повторяло школьное прозвище Шона. Пришедшая в голову подростку идея изменила интернет, музыкальную индустрию и все наше понимание интеллектуальной собственности.

Сама по себе программа Napster не нарушала авторское право, так как можно было объяснить, что если авторское право на музыку принадлежало лицу, которое ее загружало, и если такое лицо хотело поделиться этой музыкой с остальными, то нарушения авторского права в этом не было. Napster стала первой из целого ряда программ, которые открывали одному потребителю удаленный доступ к компьютеру другого для обмена файлами. У Napster был центральный индексный сервер, через который пользователи подключались к компьютерам других пользователей и загружали файлы. Сами MP3-файлы на центральном сервере Napster не хранились. Программа Napster и ее более поздние аналоги (например, Limewire, iMesh, Grokster, Kazaa и Morpheous) стали очень популярны у потребителей и рекламодателей. Многие потребители, игнорируя — либо намеренно, либо по незнанию — авторское право, обменивались миллионами музыкальных файлов, охраняемых авторским правом. В результате роялти не получали ни исполнители, ни авторы, ни производители фонограмм, ни издатели.

По качеству звука MP3- файлы, конечно, проигрывали компакт-дискам, но явно превосходили кассеты и виниловые пластинки, чего большинству людей было вполне достаточно.

Справедливости ради следует отметить, что производители фонограмм не сумели быстро адаптироваться и понять, какие новые возможности онлайновая среда открывает для бизнеса. Как американские владельцы железных дорог в свое время пытались не допустить строительства аэропортов, когда появились коммерческие воздушные перевозки, так и производители фонограмм защищали себя, преследуя потребителей за нарушения авторского права, вместо того чтобы разработать привлекательные легальные альтернативы. В некоторых странах определить, кто именно нарушает авторское право, производители фонограмм могли, только подав иск в суд, где выяснялось, что отвечать по иску будут дети и пенсионеры. Это плохо воспринималось общественностью, и с точки зрения имиджа такое судебное преследование приносило больше вреда, чем пользы. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) — отраслевой зонтичный орган, объединяющий производителей фонограмм, — подавала иски не только против отдельных пользователей, использующих программы типа Napster, но и против самой компании Napster, в результате чего в 2002 г. та объявила о банкротстве. Название «Napster» позднее использовалось для законного загрузочного сервиса, а еще позднее было приобретено Rhapsody.

Эти тяжбы и вызванный ими общественный резонанс только усугубили интерес потребителей к сервисам обмена файлами. Появились другие, более сложные файлообменные программы (например, Kazaa), которыми начали пользоваться миллионы потребителей. Незаконный обмен файлами стал практически частью культуры, особенно среди молодежи, все чаще считавшей музыку «бесплатной» по аналогии с музыкой по радио, которая является или, во всяком случае, кажется «бесплатной».

Лишь в 2003 г. начал формироваться крупный легальный рынок цифровой музыки. Стив Джобс, генеральный директор компании Apple Computers, убедил всех крупных производителей фонограмм выдать лицензию на свои записи его новому загрузочному сервису iTunes. Он стал очень популярным, особенно среди законопослушных фанатов, которым, даже несмотря на мизерную угрозу быть пойманными, не хотелось нелегально скачивать защищенную авторским правом музыку. Большинство людей честны и предпочитают не нарушать закон. iTunes стал первым легальным сервисом, предлагающим очень большой выбор звукозаписей. Кроме того, он открывал возможности для маркетинга и направлял потребителям электронные письма с новостями о новых релизах, близких по жанру купленным ранее записям. На начальном этапе объемы продаж в iTunes росли в геометрической прогрессии, и появились другие сервисы цифровой загрузки, такие как Amazon MP3, 7digital, Playdigital, Beatport, Rhapsody, eMusic и Deezer. Несмотря на их появление на рынке, iTunes компании Apple продолжает доминировать на законном рынке цифровой музыки, где на него приходится 80–90% легальных мировых продаж. Однако, несмотря на появление легальных цифровых сервисов, давшее музыкальной индустрии надежду и повод для энтузиазма, нелегальное скачивание по-прежнему имело значительно бóльшие масштабы, особенно в развивающихся странах, где легальных сервисов было мало (или не было вообще).

К 2011 г. темпы роста продаж легальной цифровой музыки стали снижаться, потому что потребители, вместо того чтобы загружать музыку, стали все чаще пользоваться сервисами потокового воспроизведения, такими как YouTube, Pandora и Spotify. В течение десятилетия общие объемы легальных продаж физических и цифровых звукозаписей в финансовом выражении снижались каждый год. Однако в 2012 г., по данным IFPI, был отмечен небольшой, но значимый рост мировых продаж звукозаписей (физических и цифровых) на 0,3%.

В доцифровую эпоху музыка покупалась в виде сингла, расширенного сингла (EP) или альбома. В дни виниловых пластинок на долгоиграющую пластинку можно было записать не более 45 минут музыки, поэтому альбомы были ограничены этой продолжительностью. Иногда альбом мог быть двойными или тройным, и тогда он продавался на двух или трех 12-дюймовых пластинках. Виниловый альбом обычно состоял из десяти композиций, длительность каждой из которых обычно составляла около четырех минут. Когда появились компакт-диски, длительность музыки, которую можно было записать на один диск, увеличилась с 45 минут примерно до 74 минут. Производители фонограмм получали основной доход за счет продажи альбомов, а не синглов или расширенных синглов.

Впрочем, интернет и здесь внес свои коррективы. Вместо того, чтобы покупать целый альбом, многие композиции на котором могут быть не особенно нужны слушателю, многие предпочитают покупать цифровую копию лишь одного трека, который они слышали по радио, по ТВ, в компьютерной игре или в рекламном ролике. Вряд ли альбомы исчезнут совсем, однако тенденция возвращения к синглам очевидна. Некоторые артисты намерены выпускать композиции в интернете по одной, сразу после их записи, сведения и мастеринга, что означает отказ от концепции альбома как такового.






Made on
Tilda