Tilda Publishing
Давайте рассмотрим ситуацию, когда лейбл хочет подписать с артистом контракт, чтобы продать как можно больше его записей. Традиционно именно таким путем артисты добивались успеха. Однако лейблы становятся все более избирательными при выборе тех, в кого они готовы вкладывать деньги. Поэтому для многих артистов описанная выше модель краудсорсинга становится альтернативной моделью финансирования. Она также позволяет артисту сохранять контроль над собственной судьбой и правом собственности на свои записи.

В прошлом крупные лейблом (Universal, Sony и Warners) инвестировали в артиста, предоставляя ему аванс, который покрывал затраты на звукозапись, маркетинг, проведение турне и дистрибуцию. Крупный лейбл, как правило, брал на себя обязательства по проведению записи и выпуску одного альбома артиста, но при этом хотел иметь возможность выпуска вплоть до восьми последующих альбомов. Еще одна важная черта подобных «инвестиционных» соглашений о звукозаписи заключается в том, что лейбл обычно требует, чтобы права на все записи, сделанные в рамках соглашения, были переданы компании на срок действия авторского права, т.е. такая переуступка должна охватывать полный срок действия смежных прав на звукозапись в каждой юрисдикции, где действует соглашение. Это значит, что артист будет получать роялти от продаж в течение периода охраны звукозаписей, но никогда не будет владельцем прав на них. Крупные лейбл утверждают, что им необходима уступка прав, чтобы оправдать инвестиции в артиста. Но это весьма спорно. С точки зрения артиста, это может показаться необоснованным, так как во многих странах артист в любом случае оплачивает все затраты на звукозапись и обычно 50% или даже 100% затрат на производство видео со своего счета, на который поступают роялти за его произведения. Сама идея того, что артист должен оплатить все затраты на звукозаписи, не получая прав собственности на эти записи, постоянно вызывает споры в музыкальной индустрии.
Чтобы избежать этой дилеммы, артист может заключить соглашение об ограниченной переуступке, возможно, на 10–25 лет, а не на полный срок действия охраны, или предоставить лейблу свои записи по лицензии на ограниченный срок, что является предпочтительным вариантом. Лицензирование — это гораздо более выгодный подход с точки зрения артиста, и он встречается все чаще, особенно в случае небольших независимых лейблов, которые нередко соглашаются на заключение контракта, предполагающего получение артистом 50% чистой прибыли. Чистый доход обычно определяется как остаток после вычитания из общего дохода всех учитываемых расходов на звукозапись, производство и маркетинг альбома. Важно помнить, что если артист выдает лицензию на свои записи лейблу, то он сохраняет право собственности на смежные права на звукозаписи.

Преимущество подписания контракта с крупным лейблом состоит в том, что такая компания может быть готова потратить больше денег на маркетинговые мероприятия для артиста: на рекламу по радио и в интернете, на оплату работы тех, кто обеспечивает проигрывание записей артиста по радио и телевидению, на кампании в магазинах, в печати и в интернете, на работу в социальных сетях и кампании цифрового маркетинга. Кроме того, обычно такая компания также готова много вложить в проведение записи (хотя, как правило, эти затрата компенсируются за счет получаемых артистом роялти), организацию турне (предоставляя средства для покрытия издержек в ходе турне, которые опять-таки, как правило, компенсируются за счет роялти артиста) и производство видео (обычно половина таких затрат компенсируется за счет роялти артиста от звукозаписей, а вторая половина — за счет роялти от показа видео). Хотя артист может получать меньше роялти за единицу проданной продукции, чем в случае контракта с независимым лейблом, и гораздо меньше, чем при использовании собственной студии звукозаписи (если бы она у него была), в итоге он может заработать больше просто из-за большего масштаба продаж, который может обеспечить крупный лейбл. Как было отмечено выше, лучше получать небольшой процент от большой суммы, чем большой процент от гораздо меньшей суммы, и этот момент следует учесть артисту и менеджеру, прежде чем подписывать соглашение о звукозаписи.

Новые структуры цифровых роялти, предлагаемые исполнителям крупными лейблами, вызывают противоречия, так как цифровые копии и стриминг все чаще заменяют физические продажи. В случае продажи цифровых копий и взимания платы за стриминг лейбл не несет затрат на производство, на физическую дистрибуцию (например, на транспортировку автомобильным, железнодорожным или воздушным транспортом), на замену некачественных экземпляров и на упаковку. Несмотря на такую экономию, крупные лейблы сохранили ставки выплаты роялти исполнителям на примерно том же уровне, как и при продаже физических товаров. Это дало некоторым независимым лейблов  конкурентное преимущество. Предложение 50% чистой прибыли от продажи цифровых копий гораздо привлекательнее для артистов, чем ставки роялти, которые обычно предлагают крупные компании.

Еще одно дополнительное преимущество подписания контракта с небольшими «независимыми» лейблами заключается в том, что они обычно гораздо охотнее соглашаются на заключение лицензионного соглашение вместо соглашения о переуступке. Кроме того, их условия соглашений о звукозаписи нередко гораздо выгоднее для артиста, чем условия, предлагаемые крупной компанией. Например, типичный контракт с независимой компанией может представлять собой лицензионное соглашение, заключаемое на срок от трех до 15 лет, после чего права на звукозаписи снова будут принадлежать артисту, который сможет либо договориться о продлении срока контракта с тем же лейблом, либо подписать новый контракт с другим лейблом, либо выпустить записи силами собственной звукозаписывающей компании. Недостаток лицензионного соглашения состоит в том, что нередко артисту приходится самому оплачивать расходы на звукозапись, т.е. артист должен предоставить лейблу  готовые записи. Иногда такие расходы можно покрыть за счет аванса, выплачиваемого независимым лейблом. В любом случае благодаря достижениям в сфере технологий домашней звукозаписи сегодня записать альбом гораздо дешевле, чем в прошлом.

Как мы увидели выше, важно внимательно проанализировать структуру выплаты роялти, предусмотренную в соглашении о звукозаписи. В прошлом крупные лейблом использовали очень сложную структуру выплаты роялти за продажи физических звукозаписей. Обычно они рассчитывались на основе базовой ставки роялти, которая могла повышаться при увеличении объемов продаж выше определенных показателей и при выпуске будущих альбомов, если это было предусмотрено. Размер роялти мог основываться на официально объявленной цене для дилеров или дилерской цене (PPD) либо на рекомендованной розничной цене (RRP), которую иногда также называют предлагаемой розничной ценой (SRLP). Нередко это приводило к непониманию между артистами, если один из них получал оплату на основе ставки роялти по PPD, а второй заключил контракт с другой компанией, которая использовала в качестве основы цену RRP. Роялти на основе PPD всегда были больше, чем роялти на основе RRP при равном объеме дохода от каждой проданной единицы продукции. К базовой ставке роялти применялись самые разные виды вычетов. Обычно применялся вычет «на упаковку», который, как правило, составлял 25 процентов для компакт-дисков.

Это означало, что размер роялти сразу же уменьшался на 25 процентов. Некоторые лейблы даже заменили вычеты за упаковку на «вычеты за новые технологии» для цифровых копий и потокового воспроизведения (когда упаковка не нужна). Кроме того, часто встречаются вычеты за продажи библиотекам, вооруженным силам, клубам звукозаписи, на заказы по почте, в случае продажи по средней и «бюджетной» цене (а не за полною цену), за продажи со специальной упаковкой и продажи при включении записи в сборник.

До обсуждения соглашения о звукозаписи лейбл, как правило, предлагает сначала обсудить основные положения соглашения, где кратко изложена его суть. Опытный менеджер обсуждает основные положения соглашения напрямую с лейблом, а затем привлекает юриста для заключения комплексного соглашения, которое должно включать в себя стандартные юридические положения. Опытному менеджеру или артисту, не имеющему менеджера, следует прибегнуть к помощи юриста, как только будут получены основные положения соглашения. Менеджер может подойти к этому вопросу с другой стороны и сам представить лейблу  основные положения соглашения. Далее перечислены ключевые вопросы, которые следует обсудить на этом этапе:




Тип соглашения: лицензия или переуступка.
  1. Территория. Речь может идти об одной стране, о группе стран, о континенте, о нескольких странах или обо всем мире. Иногда используется понятие более широкое, чем «мир», и указывается «солнечная система» или даже «вселенная» (смысл этого состоит в том, что если продажи осуществляются через спутниковую связь, то фактически они осуществляют не на земле).
  2. Срок действия. Это тот период, в течение которого лейбл сможет использовать записи, подпадающие под действие соглашения. Он может составлять от трех лет до срока действия авторского права на запись, предусмотренного законодательством на каждой части оговоренной территории.
  3. Альбомы. Число альбомов, охватываемых соглашением: обычно один или два, но возможно и больше. Иногда возможно обговорить гарантированный выпуск первых двух или даже трех альбомов. В интересах артиста сделать так, чтобы согласно соглашению лейбл имел как можно меньше опций.
  4. Авансовые платежи. Это те средства, которые лейбл должен выплатить артисту до создания альбома. Они могут выплачиваться в дополнение к расходам на звукозапись, а могут включать в себя такие расходы. Обычно аванс полностью возмещается из получаемых впоследствии роялти. Как правило, лейбл обязан выплачивать дополнительные, более крупные авансовые платежи в случае выбора дополнительных опций, предусмотренных контрактом. Иногда размер аванса, выплачиваемого за выпускаемый в рамках опции альбом, зависит от продаж предыдущего альбома. Кроме того, указывается, каким образом выплачивается аванс: например, 50 процентов при подписании соглашения о звукозаписи и 50 процентов после выпуска альбома.
  5. Расходы на звукозапись. Это те средства, которые предназначены для выпуска первого альбома. Они возмещаются из получаемых роялти. Обычно такая сумма увеличивается при выпуске последующих альбомов, если такие опции используются. Иногда эта сумма включается в аванс за альбом (в некоторых странах, например во Франции, расходы на звукозапись не возмещаются из роялти, но ставки роялти ниже, что компенсирует лейбл  такие расходы).
  6. Роялти. Роялти выплачиваются лейблу за продажи альбомов по полной, средней и бюджетной цене, двойных альбомов, синглов, расширенных синглов, альбомов, продаваемых в рамках рекламной кампании по радио или ТВ, через клубы звукозаписи, по почте, в рамках продаж библиотекам или вооруженным силам, на экспорт, в рамках продаж в определенных странах, включенных в территорию, и т.д. Кроме того, оговаривается ставка роялти за продажу цифровых копий, телефонных рингтонов, реалтонов и рингбэктонов, а также за стриминг. В первую очередь на переговорах менеджеру/артисту следует постараться значительно увеличить ставки роялти за цифровые копии и стриминг по сравнению с роялти за физические продажи. На этом этапе следует также обговорить распределение дохода от повторного использования мастер-записи в случае синхронизации звукозаписи с визуальными образами в фильме, телепрограмме или в рекламе.
  7. Контроль со стороны артиста. Такой контроль связан с использованием звукозаписей, в отношении которого лейбл должен получать согласие артиста, а также с вопросом о том, может ли лейбл отказаться от сделанной артистом звукозаписи или признать ее неприемлемой с технической или коммерческой точки зрения. Кроме того, рассматривается вопрос о том, имеет ли лейбл или артист право на окончательное утверждение художественного оформления, текста биографии, фотографии, видеозаписи, набор синглов, последовательность композиций в альбоме, брендинг и т.д.
  8. Финансовая отчетность. Как часто лейбл обязан направлять артисту отчеты об уплате роялти и когда выплачиваются роялти (если они должны быть выплачены).
  9. Аудит. Как часто, при каких обстоятельствах и на какой территории артист может направлять аудитора в компанию лейбла или к его лицензиатам с целью проверить точность учета и выплаты роялти. Что касается прав на аудит, то у артиста не только должна быть возможность провести аудит лейбла в стране проживания, но и аудит его иностранных лицензиатов или сестринских корпораций в других странах, если такие страны включены в территорию. К сожалению, это сложно осуществить, но в противном случае в соглашении остается широкая область, где отсутствует отчетность.
Другой подход заключается в том, чтобы подписать отдельное соглашение о звукозаписи в каждой части мира. Это сопряжено со значительно бóльшим объемом работы для артиста и менеджера, но некоторым артистам удавалось это осуществить. Как правило, заключается одно соглашение для Европы, одно — для членов Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) (США, Канада и Мексика), одно — для Японии и еще одно — для Австралазии (Австралия и Новая Зеландия).

Авансы и окупаемость

Следует хорошо понимать очень важную концепцию окупаемости. Если аванс является окуапаемым, то это значит, что поступающие роялти будут сначала использоваться для возмещения аванса. Например, если аванс и другие компенсируемые расходы составляют 50 000 и после первого учетного периода размер роялти, подлежащих выплате артисту, составляет 60 000 , то лейбл заплатит артисту 10 000. В этом примере аванс и прочие компенсируемые расходы были полностью компенсированы в первый учетный период. Однако если бы в этом примере размер роялти, подлежащих выплате в течение всего срока действия соглашения, составил лишь 35 000 , то 15 000 аванса и прочих компенсируемых расходов остались бы невозмещенными. Важно понимать, что если соглашение не предусматривает обратное, то в этом примере артист не обязан выплачивать лейблу 15 000. Аванс и прочие компенсируемые расходы — это та сумма денег, которую тратит лейбл на собственный страх и риск, и эта сумма возмещается артистом только за счет получаемых роялти.

Соглашения по модели «360 градусов»

Из-за проблем, создаваемых незаконным обменом файлами, оборот и прибыль лейбла снижается. Поэтому многие компании ищут способы участия в других потоках доходов, получаемых артистами. Это быстро становится нормой, и такие договоренности называют соглашениями по модели «360 градусов». При заключении такого соглашения лейбл может получать доход не только от звукозаписи, но и из других источников, таких как издательская деятельность, живые выступления, продажи сувенирной продукции, брендинг, рекламное спонсорство и т.д. Одним из знаковых соглашений по «модели 360 градусов» стало соглашение, заключенное компанией EMI с Робби Уильямсом. В соответствии с этим контрактом компания EMI выступала не только в качестве лейбла, но и в качестве издателя, а также участвовала в получении дохода от живых выступлений. Аналогичное соглашение было заключено американской группой Korn. Преимущество для артиста здесь состоит в том, что обычно по таким соглашениям лейбл готовы выплачивать аванс в гораздо бóльшем объеме. Такой тип соглашений встречается часто в тех регионах, где большой проблемой является пиратство (например, в Африке, Азии и Латинской Америке и России). Артистам и их менеджерам следует очень тщательно все обдумать, прежде чем заключать подобные соглашения, так как может оказаться, что гораздо выгоднее регулировать прочие потоки доходов самостоятельно.

Права собственности на сайт и базу данных фанатов

Некоторые лейблы могут настаивать на том, чтобы им принадлежали права на сайт артиста и/или базу данных его фанатов. Менеджеры должны стараться не допустить этого или хотя бы удостовериться в том, что артист является совладельцем базы данных или, во всяком случае, всегда имеет к ней доступ. Если лейбл откажется работать с артистом, а артист потеряет доступ к базе данных своих фанатов, то для последнего это будет полной катастрофой. База данных фанатов — это самый ценный актив артиста.
Made on
Tilda