В создании любой звукозаписи участвуют два основных типа исполнителей. Ключевые исполнители называются основными исполнителями или артистами. Это те артисты, которые считаются главными для той или иной записи и которые имеют контракт с производителем фонограмм или имеют собственную студию звукозаписи. Так, Джастин Бибер, Робби Уильямс, PSY и Ники Минаж — это примеры основных исполнителей. Если основной исполнитель привлекает к созданию записи других музыкантов или певцов, то такие «сессионные» исполнители называются неосновными исполнителями. Во многих странах справедливое вознаграждение, предусмотренное в Римской конвенции и в ДИФ, понимается как разделение дохода пополам между производителем фонограмм и исполнителями, принимавшими участие в записи, хотя в некоторых странах используется и другое соотношение долей. Кроме того, предназначенные для исполнителей доли различаются в зависимости от того, идет ли речь об основных исполнителях или нет.
Если неосновной музыкант или певец участвует в записи, которая становится хитом и часто звучит по радио, это может стать весьма существенным источником дохода.
В разных странах используется разное распределение долей между основными и неосновными исполнителями. Например, в США 95% предназначенного для исполнителя дохода, собираемого Sound Exchange, получают основные исполнители, а неосновные — только 5%, которые распределяются через такие союзы музыкантов, как AFofM (2,5% для музыкантов) и AFTRA (2,5% для певцов). В Соединенном Королевстве основные исполнители получают от 65% до 100% дохода, предназначенного для исполнителей, а неосновные — до 35% в зависимости от того, сколько неосновных исполнителей (если они вообще были) принимали участие в записи. В Соединенном Королевстве в случае отсутствия неосновных исполнителей 100% дохода получает основной исполнитель (основные исполнители).
Во Франции доход исполнителя, получаемый по смежным правам, делится «у источника»: половину получают основные исполнители (такой доход поступает в ОКУ основных исполнителей под названием ADAMI), а еще половину — неосновные исполнители (такой доход поступает в их ОКУ под названием SPEDIDAM). В некоторых странах действует система баллов. В этом случае за то или иное исполнение начисляются баллы, а разделения на уровне отдельных композиций нет, как и разделения между основными и неосновными исполнителями. Например, каждому неосновному исполнителю может быть начислено по одному баллу, а основному — восемь. После этого рассчитывается общее число баллов за год. Такая система нередко выгодна для неосновных исполнителей, особенно если в записи композиции принимало участие много неосновных исполнителей (например, если речь идет об оркестре). Если в оркестре 90 человек, то каждый может получить по одному баллу, а основной исполнитель — например, восемь баллов.
В некоторых странах студийные продюсеры также могут быть приравнены к неосновным исполнителям, если они управляют проведением записи в студии, как дирижер управляет оркестром. Дирижер оркестра может считаться неосновным исполнителем или даже основным исполнителем, несмотря на то, что он не издает ни звука. Скорее можно говорить о том, что он управляет тем, как играют музыканты, оказывая непосредственное влияние на создание звукозаписи. Если студийный продюсер управляет записью группы или артиста в студии, то в некоторых странах он может рассматриваться как дирижер, хотя в тех странах, где такое право не признается, он не сможет получать доход. Если студийный продюсер является источником какого-либо различимого звука на записи, то он будет рассматриваться как неосновной исполнитель, равно как и любой другой музыкант или певец.
Важно предоставить соответствующей ОКУ, которая занимается смежными правами, точную информацию о том, кто исполнил композицию для звукозаписи. Иногда такую информацию называют «линейкой исполнителей». Она может иметь огромное значение впоследствии, особенно для дохода неосновных исполнителей. ОКУ, занимающимся смежными правами, постоянно приходится вести работу по выяснению того, кто именно участвовал в создании старых записей, которые до сих пор проигрываются по радио и в общественных местах, тем самым создавая доход.