Tilda Publishing
По мере развития технологической революции, охватывающей всю музыкальную индустрию, не остается никаких сомнений в том, что как для авторов, так и для исполнителей коллективное управление будет играть все более важную роль. Поэтому авторам, исполнителям и менеджерам необходимо понимать, как важно отдельному автору или исполнителю обеспечить надлежащую регистрацию своих произведений и членство в соответствующей ОКУ. Были случаи, когда из-за ненадлежащей или неверной регистрации произведений или исполнений в ОКУ или отсутствия регистрации как таковой доходы в размере миллионов долларов получал не тот человек (или не та компания) или люди не получали вообще ничего. В музыкальной индустрии нередко бывает так, что деньги за исполнение или произведение по той или иной причине невозможно выплатить его автору или исполнителю, и тогда они возвращаются к производителям фонограмм или издателям. Хороший музыкальный менеджер обязательно обращает особое внимание на коллективное управление правами и делает все возможное, чтобы музыкант получал весь причитающийся ему доход.

Роль и история коллективного управления правами

До появления граммофона и радио ситуация для исполнителей была довольно проста. Исполнитель мог исполнить произведение вживую, если условия для такого исполнения были приемлемыми. Если же условия были неприемлемыми, то исполнитель мог просто отказаться от исполнения. Он полностью контролировал осуществление своих прав. По сути дела, речь шла просто о праве человека: исполнить произведение или нет. Когда появились первые записи и «записанные исполнения», все изменилось. На практике исполнитель опять не мог давать разрешение каждый раз, когда кто-нибудь хотел публично воспроизвести запись. Поэтому возникла потребность в создании системы, посредством которой определенная организация могла бы заниматься контролем и сбором таких платежей от имени исполнителя и тех лиц, которым принадлежит запись. Такие организации коллективного управления называются «организациями коллективного управления смежными правами».

Авторы и исполнители могут по-прежнему сохранять за собой право разрешать или запрещать использование своих произведений или исполнений. В этом случае они не вступают в организации коллективного управления и принимают решение по поводу каждого конкретного случая. Однако большинство авторов и исполнителей стремятся к максимально широкому распространению своих произведений и исполнений, чтобы добиться известности и, следовательно, максимизировать свою прибыль. Поэтому они подписывают соглашение с соответствующими ОКУ, чтобы у этих организаций было право собирать доход от их имени. Из получаемого дохода ОКУ вычитает административный сбор и передает остальное автору или исполнителю. Иногда в подобных соглашениях о коллективном управлении правами можно прописать особые правила для некоторых видов использования произведений или исполнений. Например, если речь идет об использовании произведений в рекламе, то общество по сбору авторских отчислений может быть обязано запрашивать в каждом подобном случае разрешение у автора и/или исполнителя, так как у него может быть определенная нравственная позиция по тем или иным вопросам. Автор или исполнитель (или оба), к примеру, могут быть против использования своих произведений для рекламы политической партии, которую они не поддерживают.

Если автор является вегетарианцем, то вполне вероятно, что он будет против использования своих работ в рекламе мяса или рыбы. Довольно часто подобные разрешения исключаются из таких соглашений, и принятие решения остается за издателем или производителем фонограмм. Согласно некоторым соглашениям о звукозаписи или издании, издатель и производитель фонограмм могут быть обязаны получать разрешение автора или исполнителя в отношении конкретных видов использования. Поэтому в интересах автора или исполнителя — предусмотреть в соглашениях о звукозаписи или издании как можно больше возможностей для контроля за использованием свои работ и исполнений, чтобы не допустить ненадлежащего использования.

ОКУ могут действовать различными способами. Некоторые настаивают на полной передаче прав авторов и исполнителей на публичное исполнение. В этом случае автор или исполнитель передает свое право собственности ОКУ. Другие ОКУ действуют как агенты авторов или исполнителей. В этом случае авторы и исполнители сохраняют свои права, но соглашаются на осуществление ОКУ этих прав от своего имени. Например, в Соединенном Королевстве Общество прав на исполнение (PRS) (общество авторов, которое занимается сбором дохода от публичных исполнений) настаивает на полной передаче прав, а Общество по охране механического авторского права (MCPS), которое занимается сбором роялти за механическое воспроизведение от имени авторов, действует на основе агентского соглашения.

Почему важно правильно регистрировать произведения, исполнения и записи

Очень важно правильно зарегистрировать произведения (если речь идет об авторах) и записи (если речь идет об исполнителях и производителях фонограмм) в соответствующих ОКУ. Одно можно утверждать совершенно точно: если регистрация отсутствует или если она сделана неверно, то доход поступать не будет. В некоторых странах, например в Италии, написание даже одного слова в названии не с заглавной буквы или опечатка может привести к тому, что ОКУ не выплатит доход и определит платеж как «непричисляемый», направив его на специальный счет для таких платежей, средства с которого в итоге распределяются между местными издателями или производителями фонограмм. Например, один из музыкантов, которого представляет автор этой книги, добился большого успеха благодаря песне под названием «What is Love?». Если песня зарегистрирована как «What is Love», т.е. без вопросительного знака, то некоторые ОКУ могут отказаться выплачивать доход, причитающийся за песню «What is Love?» с вопросительным знаком.

Чтобы избежать подобных проблем, некоторые авторы и исполнители регистрируют несколько названий для одной и той же песни, а также названия с вероятными опечатками и пунктуационными ошибками. Так что в этом примере было бы разумно зарегистрировать названия «What is Love?» и «What is Love». В какую бы ОКУ не входил автор или исполнитель, следует регулярно просить предоставить перечень произведений и исполнений, зарегистрированных автором, в целях проверки правильности написания. ОКУ все чаще предоставляют такую информацию через интернет.
Made on
Tilda