Tilda Publishing
Ограничения и исключения. Трехступенчатая проверка

Все вышеупомянутые договоры содержат положения об исключениях и ограничениях из указанных прав. Например, если произведение используется для информирования, рецензирования, образовательных или исследовательских целей, то пользователь не всегда обязан получать разрешение владельца авторского права или смежных прав.
Один из базовых принципов, обосновывающий применение ограничений и исключений, был впервые закреплен в Бернской конвенции в контексте права на воспроизведение, а впоследствии распространен на все права Соглашением по ТРИПС, ДАП и ДИФ, а в недавнем прошлом Пекинским договором. Этот принцип, известный под названием трехступенчатой проверки, предусматривает ограничения:

1.     в определенных особых случаях;
2.     при условии, что это не наносит ущерба нормальному использованию произведения;
3.     при условии, что это не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора/правообладателя.
В эпоху цифровых технологий некоторые государства хотели бы ввести новые исключения и ограничения. Например, пользователи активно копируют музыкальные произведения с компакт-дисков на компьютер либо с компьютера на MP3-плеер или мобильный телефон (эту процедуру часто называют «изменением формата»). Такое «переформатирование» в некоторых государствах-членах является незаконным, однако правоохранительные органы обычно игнорируют данное нарушение из-за сложностей, связанных с его отслеживанием.
Ряд государств-членов предусмотрели исключение для такого копирования и тем самым легализовали процедуру изменения формата при условии, что пользователь совершает данные действия для личных целей в домашних условиях. Для соблюдения условий трехступенчатой проверки в случае введения подобного исключения государства должны предоставить правообладателям компенсацию в том или ином виде. Одним из вариантов компенсации является введение «сбора за домашнее копирование» для записываемых носителей и/или
цифровых записывающих и накопительных устройств. Средства, поступающие от таких сборов, впоследствии распределяются ОКУ между авторами, исполнителями, издателями и производителями фонограмм.
 
Личные неимущественные права

Фактически личные неимущественные права включают два компонента:

1. право на неприкосновенность: оно наделяет автора или исполнителя
правом возразить против любого изменения его произведения или исполнения, если такое изменение наносит ущерб его репутации или доброму имени;

2. право авторства: оно наделяет автора или исполнителя правом на указание его имени или упоминание его в титрах, если произведение или запись используется или исполняется публично.

Личные неимущественные права являются исключительными правами и не подлежат передаче по договору. Они принадлежат правообладателю даже после передачи экономических прав. Однако во многих странах возможен отказ на договорных условиях от личных неимущественных прав; это означает, что автор или исполнитель при заключении издательского договора или договора на запись может согласиться на то, что он не будет предъявлять свои личные неимущественные права. И хотя каждый издатель и производитель фонограмм обычно настаивает на включение в договор такого отказа, иногда, если позволяет закон, удается включить в соглашение другую формулировку, которая так или иначе обязывает издателя или производителя фонограмм гарантировать некоторые аспекты личных неимущественных прав, например указание имени автора в титрах по мере возможности.

В век цифровых технологий существует некий антагонизм между концепциями личных неимущественных прав и прав на вознаграждение. Творческие процесс создания мэшапов, в рамках которого музыкант компилирует несколько существующих записей, обрабатывает и иногда комбинирует их с новыми элементами, становится художественной формой сам по себе. Иногда такие мэшапы и ремиксы создаются в процессе исполнения — в ходе выступления перед аудиторией или в прямом эфире. В таких ситуациях невозможно получить согласие правообладателя заранее. Некоторые авторы и исполнители относятся к этому довольно спокойно, другие же решительно возражают против нарушения личных неимущественных прав. По мере появления новых моделей вознаграждения это противоречие неизбежно станет более заметным. В конечно счете автору или исполнителю придется выбирать между желанием контролировать свои произведения и записи и отказом от личных неимущественных прав (по крайней мере от права на неприкосновенность) в обмен на вознаграждение. Один из подходов к решению этой проблемы заключается в создании системы, которая всегда оставляет «пространство для маневра», если автор или исполнитель выражает недовольство. В такой ситуации автор или исполнитель должны иметь право пресечь использование, т.е. третьи лица могут использовать в своих мэшапах произведения и записи других авторов, но если автор или исполнитель оригинального произведения возражает против такого использования, то он вправе потребовать прекратить использование контента. По этой схеме работают такие платформы, как YouTube. На YouTube разрешается загружать любой аудиовизуальный контент, но если администраторы получают уведомление о том, что этот контент используется незаконно, они удаляют его и принимают меры, препятствующие его размещению в будущем. Эта процедура удаления предусмотрена в Законе США об авторском праве в век цифровых технологий (Digital Millennium Copyright Act), который создает «зону безопасности» для посредников, работающих в цифровой среде, и интернет-провайдеров при условии, что они используют процедуру удаления в случае получения уведомления о незаконных действиях.

Made on
Tilda