Tilda Publishing
Сувенирная продукция может быть очень существенным источником дохода для артиста, если подойти к этому вопросу правильно. Дальновидный менеджер обязательно потратит время на выяснение того, какого рода сувениры могут понравиться фанатам артиста. Это могут быть футболки, толстовки, худи, компакт-диски, флеш-карты, кепки, коврики для мыши, украшения, наклейки на бампер, книги с гастрольными фотографиями, кружки, постеры, подписанные фотографии в рамках, фотографии, напечатанные на холсте, мембраны барабанов, пронумерованные предметы, выпущенные ограниченным тиражом, и т.д.

Всегда стоит иметь хотя бы один дорогостоящий предмет высокого качества для наиболее преданных фанатов. Если артист выступает на небольших площадках (приблизительно на 700 человек), то следует заранее попросить его подписать компакт-диски или фотографии, которые можно будет продать на концерте по более высокой цене. Начинающей группе следует обязательно выходить к фанатам после окончания выступления и находиться там, где продаются сувениры, подписывать их или даже продавать. Сегодня фанаты как никогда ценят личный контакт с артистом и готовы покупать подписанные им предметы. Артисту следует также общаться с фанатами и фотографироваться с ними. Если у фаната есть положительный опыт взаимодействия с артистом, то вполне вероятно, что он останется фанатом надолго. Важно расположить стенд с сувенирной продукцией в освещенном месте, чтобы все товары было хорошо видно. Здесь артисту следует попросить фанатов фотографировать без вспышки, так как освещение должно быть достаточным. Если со вспышкой сделаны лишь несколько фотографий, то в этом нет ничего страшного, но если таких фотографий много, то у артиста может начаться головная боль или даже мигрень из-за силы и интенсивности вспышки в современных цифровых фотоаппаратах. Установка точечных ламп — это тоже хорошая идея. В этом случае место продажи сувенирной продукции будет выглядеть профессионально освещенным. Кроме того, важно расположить это место там, где будет проходить максимальное число зрителей.

Обычно такое место находится в фойе около входа или даже внутри самой площадки, около входа в основной зал. Если место продажи сувениров плохо освещено или расположено за углом, где его никто не видит, то объем продаж будет незначительным.

Менеджер или гастрольный менеджер может рассказать об основных продаваемых сувенирах со сцены незадолго до выхода группы. Это может удвоить продажи. Важно, чтобы стенд или стол, где продаются сувениры, был установлен и начал свою работу до того, как начнут приходить зрители. Также очень важно, чтобы тот человек, который будет продавать сувениры, хорошо знал историю карьеры артиста и разбирался в том, что он продает. Идеальный кандидат — это фанат, которому можно доверять. Но в любом случае продавцу нужно предоставить необходимую информацию, прежде чем он начнет общаться со зрителями. Если продавец работает на площадку и, следовательно, меняется каждый день, то артисту или менеджеру следует распечатать историю группы на двух страницах и описание продаваемых сувениров, чтобы продавец мог ознакомиться с этой информацией и ссылаться на нее. Всегда следует размещать информацию о каждом предмете на виду у покупателей, рядом с его ценой. Один из артистов, которого представлял автор этой книги, как-то раз выступал г. Перт (Австралия) перед аудиторией в 700 человек. В продаже были два вида подписанных компакт-дисков, и их было достаточно. До начала выступления на сцене была проведена презентация каждого предмета, а после окончания шоу артист встретился со зрителями. Объемы продаж сувенирной продукции составили чуть меньше 10 000 австралийских долл., то есть более 14 долл. на человека, что очень хороший показатель.

Если артист становится очень популярным и регулярно собирает аудиторию, численность которой превышает 700 человек, то встреча со зрителями после концерта может стать нецелесообразной, так как чтобы встретиться со всеми желающими, у артиста просто не хватит времени. Если зрителям приходится ждать встречи с артистом и в итоге такой встречи не происходит, то это может быть контрпродуктивно, так как они могут потерять интерес к артисту в целом. В этом случае, возможно, артисту лучше вообще не выходить. Однако если речь идет о начинающем артисте или об артисте из другого поколения, который все еще успешно гастролирует, но хиты которого были написаны много лет назад, то продажа сувениров и непосредственное общение со зрителями после шоу очень важны. В качестве экстремального примера можно привести американского певца/автора песен и гитариста Ричи Хейвенса, который был очень популярен в конце 1960-х гг., особенно благодаря участию в фестивалях Woodstock и Isle of Wight. Он садился за стол, разговаривал со зрителями и раздавал автографы после шоу настолько долго, насколько это было возможно. Стало известно, что на некоторых площадках он занимался этим до 3 часов утра, если это было разрешено (к сожалению, Ричи Хейвенс умер в апреле 2013 г., но его наследие живет). С точки зрения личной гигиены артисту всегда нужно тщательно мыть руки после встречи со зрителями, потому что кто-то из них будет обязательно болен простудой или даже гриппом. И тогда артист может заболеть, и половину турне придется отменить.

В ходе турне важно постоянно контролировать объем запасов сувенирной продукции. Если нет нужного количества продукции, то продажи неизбежно пострадают. Нет ничего хуже, чем когда аудитория рвется покупать сувениры, а продавать практически нечего. Если популярность артиста будет расти (и продажи билетов превысят тысячу за каждое шоу), то следует рассмотреть возможность привлечения специалистов для этой работы. Существуют компании, которые могут организовать весь процесс, включая дизайн, производство и контроль запасов, а также транспортировку и продажу сувенирной продукции на каждой площадке. За эти услуги они получают процент с продаж. Иногда они также готовы выплатить артисту аванс до начала турне, что может помочь сбору средств на его проведение. Некоторые площадки (особенно крупные) тоже требуют долю продаж, которая может быть какой угодно: две футболки, 5% или даже 30%. Иногда это может быть предметом переговоров, но бывают случаи, когда выбирать не приходится.

Менеджеру следует тесно взаимодействовать с производителем сувенирной продукции, промоутером, букинг-агентом и площадкой, чтобы обеспечить, с одной стороны, доступность цен для потребителя, а с другой стороны — разумный размер дохода для артиста. Кроме того, менеджеру артиста следует поручить букинг-агенту обсудить долю от продаж сувенирной продукции, которую получит площадка, в момент заключения контракта с ней. Существует множество компаний, специализирующихся в этой области. Вот примеры крупнейших компаний в мире в этой области: Backstreet International Merchandise (базируется в Нью-Йорке и Лондоне, www.bsimerch.com), Bravado (базируется в Стокгольме, Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Сан- Франциско, www.bravado.com), Live Nation Merchandising (действует по всему миру, www.lnmlicensing.com), Cinderblock (базируется в Окланде, Калифорния, www.cinderblock.com), TSP Merchandise (базируется в Австралии, www.tsprint.com.au) и Gene Pelc (базируется в Японии, http://pelcent.com). Учитывая, что производители фонограмм все чаще настаивают на заключении сделок по модели «360 градусов», которые нередко предполагают отчисление определенного процента от получаемого артистом дохода от продажи сувенирной продукции, компании Sony и Warners создали подразделения, отвечающие за эти вопросы. Некоторые из таких компаний (например, Bravado) в большей степени ориентированы на гастрольную сувенирную продукцию, тогда как другие (например, Backstreet) занимаются в основном онлайновыми продажами. Еще два новых сервиса, о которых следует знать, — это Sandbag (www.sandbagheadquarters.com) и Topspin (www.topspinmedia.com), которые предлагают комплексные решения в области производства сувениров, продажи билетов и работы с фанатами.

Компания Sandbag получила премию «Grammy» за проведение новаторской и революционной по своей сути кампании для альбома группы Radiohead под названием «In Rainbows», в ходе которой фанатам было предложено заплатить за загрузку альбома столько, сколько они считали нужным.

Онлайновые продавцы (такие как CD Baby, Backstreet, Sandbag или Topspin) также занимаются распространением CD и DVD-дисков артистов через собственные веб-магазины или через веб-магазины, созданные специально для конкретных артистов. Как правило, соглашение об оказании подобных услуг предусматривает выплату 20–30% дохода от продаж в пользу компании, которая организовала веб-магазин, в зависимости от объема проданной продукции. В этом случае предполагается, что артист предоставляет онлайновому продавцу готовые товары. Если продавец одновременно производит сувенирную продукцию и/или CD-диски за собственный счет, то его доля может составлять до 60–70 процентов, т.е. артист получает 30–40 процентов дохода от продаж.

Обработка физических заказов и онлайновых заказов на записи, включая проведение платежей с кредитных карт и отправку товаров, иногда называется «реализацией». Сборы за использование кредитных карт, дебетовых карт и системы PayPal, а также сборы за транспортировку и упаковку, как правило, прибавляются к цене товара и оплачиваются покупателем отдельно.

Еще одна проблема, связанная с продажей сувениров, — это проблема нелегальных продавцов поддельных сувениров, которые они продают фанатам за пределами площадки. Таких продавцов называют «бутлегерами». Это явление особенно часто встречается около крупных площадок, где выступают очень популярные артисты. Во многих странах действуют законы, предусматривающие ответственность таких незаконных продавцов, но артисту следует зарегистрировать свое имя и использующиеся на сувенирах художественные изображения в качестве товарных знаков в соответствующей стране. Известен случай в Эйлсбери (Соединенное Королевство), когда сотрудники службы торговых стандартов хотели привлечь к ответственности продавцов незаконных сувениров, которые продавали их около очень большой местной площадки под названием Milton Keynes Bowl. Концерт давала очень популярная американская группа. К сожалению, группа не озаботилась регистрацией своего названия и символики в качестве товарных знаков на свое имя в Соединенном Королевстве, из-за чего привлечь бутлегеров к ответственности не удалось. Существуют юристы и агенты, специализирующиеся на товарных знаках. Они могут помочь артистам в обеспечении национальной и международной регистрации товарных знаков.



Made on
Tilda