Tilda Publishing
Давайте рассмотрим, как используется музыка в кино, на телевидении, в рекламе и видеоиграх. Для исполнителей, авторов, производителей фонограмм и издателей аудиовизуальное использование музыки становится все важнее, так как доход от продаж звукозаписей снижается. В качестве примера можно привести ситуацию, когда автор этой книги организовал использование песен одного из работавших с ним авторов в рекламе одного автопроизводителя в Японии. Артист был единственным автором произведения. Вместе с издателем им удалось договориться о выплате гонорара за синхронизацию и использование произведения в рекламе в размере 70 000 долл. США. Автомобильная компания хотела сэкономить и/или использовать собственные творческие наработки, и поэтому она решила сделать собственную запись песни. Это позволило компании избежать необходимости платить производителю фонограмм артиста или самому артисту за права на звукозапись. Компания нашла японского музыканта и заплатила ему за одну сессию звукозаписи, в ходе которой была сделана запись песни.

В результате появилась новая запись, авторское право на которую также подлежало охране. В подобных случаях права на первоначальную запись не действуют. Новая запись принадлежала автопроизводителю, поэтому первоначальный производитель фонограмм или исполнители, сделавшие оригинальную запись, не получали доход как владельцы смежных прав. Однако компания должна была выплатить определенную сумму издателю автора (и, следовательно, самому автору) за использование произведения, и такое использование покрывалось единоразовым гонораром за синхронизацию в размере 70 000 долл. США. Но это была только часть дохода, полученного благодаря такому использованию. Также действовало право на доход от публичных исполнений/трансляции произведения, который получала японская ОКУ авторов JASRAC на основании публичного воспроизведения соответствующего рекламного ролика. Его показывали по каждому крупному телеканалу Японии несколько раз в день в течение года, что позволило получить очень существенный доход от публичного исполнения.

В результате автор с учетом комиссии ОКУ и доли издателя получил более 450 000 долл. США дохода от публичных исполнений. Таким образом, вместе с первоначальным гонораром за синхронизацию в размере 70 000 долл. США (минус доля издателя) общий объем дохода, полученный автором, превысил 500 000 долл. США. Еще один плюс заключался в том, что название песни появлялось во время рекламного ролика в правом нижнем углу экрана, что позволяло зрителям при желании легко найти и купить ее в цифровом виде или проигрывать с помощью стриминга на одном из сайтов, предоставляющем такие услуги.

Многие аудиовизуальные виды применения музыки дают очень небольшой доход, но как показывает приведенный пример (во многом исключительный), издателю и менеджеру важно постараться обеспечить использование музыки артиста в аудиовизуальной среде. Помимо финансовой выгоды, аудиовизуальное использование музыки артиста (независимо от того, является он автором или нет) может оказать значительное содействие развитию его карьеры. Оно обеспечивает широкое распространение музыки артиста, что иногда может увеличить продажи записей и в целом дать толчок его карьере (или, если речь идет о неизвестно исполнителе, даже стать началом его карьеры).

Один неожиданный аспект аудиовизуального использования музыки связан с тем, что это единственная область, где авторское право на произведение и смежные права на звукозапись считаются равными с точки зрения своей ценности. При согласовании размера гонорара с пользователем в случае синхронизации или повторного использования мастер-копии звукозаписи следует постараться договориться об использовании режима наибольшего благоприятствования. Это значит, что если другая пошлина за использование авторского права/смежных прав окажется выше согласованной, то она автоматически повышается до уровня такой пошлины за использование авторского права/смежных прав. Например, если издатель договорился о гонораре за синхронизацию в размере 10 000 долл. США, а производитель фонограмм договорился о гонораре за повторное использование мастер-записи в размере 8 000 долл. США на основе режима наибольшего благоприятствования, то размер гонорара за повторное использование будет автоматически повышен с 8 000 до 10 000 долл. США, так как он должен быть равен гонорару, согласованному издателем. Договоренности о применении режима наибольшего благоприятствования всегда предусматривают установление размеров пошлин по более высокой сумме, а не по более низкой.


Музыка в кино

С момента зарождения звукового кинематографа в 1920-х гг., когда звук был впервые успешно синхронизирован с движущимся изображением, музыка является неотъемлемым компонентом кинопроизводства. Она может создавать настроение и усиливать драматический характер фильма, что позволяет добиться желаемого воздействия на зрителя. Продюсер и режиссер фильма могут подходить к решению такой задачи с нескольких сторон. Обычно написание полной партитуры к фильму поручается какому-нибудь композитору, но все чаще в фильмах используются и существующие записи и/или те произведения, которые известны зрителю или которые имеют подходящий текст, или создают необходимое настроение, тем самым усиливая воздействие той или иной сцены фильма. Зритель, оставшийся в зале после окончания фильма, видит на экране длинный список произведений и записей, который были использованы в фильме. Обычно указывается, кто написал то или иное произведение, кто его исполнил, кто является издателем и кому принадлежат права на запись. Обычно в титрах также указано, кто является музыкальным супервайзером и кто написал музыку к фильму (автор этой книги нередко сталкивался с тем, что когда он оставался в зале после окончания фильма, чтобы посмотреть титры до конца и сделать для себя заметки, уборщики кинотеатры пытались заставить его уйти).

Если издателю или менеджеру удастся организовать такое использование существующих записей артиста, то это позволит получать несколько видов дохода. В случае большого кино речь идет о следующих видах дохода:

1.     Пошлина за синхронизацию, выплачиваемая кинокомпанией издателю автора (или самому автору, если у него нет издателя), который в соответствии с издательским соглашением переводит на счет автора причитающиеся ему роялти.

2.      Пошлина за повторное использование мастер-записи, выплачиваемая кинокомпанией производителю фонограмм артиста; производитель фонограмм в соответствии с соглашением о звукозаписи переводит на счет артиста причитающиеся ему роялти.

3.     Механические роялти, выплачиваемые издателю автора/автору, если его песня используется в альбоме с саундтреками к фильму. Также механический доход, если фильм выпущен на DVD, в виде цифровой копии виде или доступен для потокового воспроизведения (кроме случаев, когда в соглашении о выдаче лицензии на синхронизацию предусмотрено, что механический доход учтен в оплаченной лицензии).

4.     Роялти за звукозапись, выплачиваемые артисту и производителю фонограмм артиста, если песня артиста используется в альбоме с саундтреками к фильму.

5.     Доход от публичного исполнения, получаемый автором и издателем автора в тех странах, где такие права существуют, когда фильм выходит в общественный прокат.

Как же артист может добиться использования своей музыки в большом кино? Лучший способ — это поддержание хороших отношений между менеджером и музыкальным координатором издателя артиста в сфере кино и телевидения. Координатор является представителем издателя. Он встречается с музыкальными супервайзерами фильмов и предлагает им подходящие композиции для использования в фильме. Проблема здесь состоит в том, что если автора представляет один из крупных международных издателей, то его музыкальный координатор, взаимодействующий с музыкальным супервайзером какого-нибудь фильма, нередко представляет более миллиона произведений. И в такой ситуации вряд ли следует рассчитывать на реальное представление интересов автора. Поэтому важно, чтобы менеджер, как и издатель, занимал проактивную позицию при поиске возможностей для аудиовизуального использования работы автора. Это также может принести финансовую выгоду артисту и менеджеру, особенно если менеджер при заключении издательского соглашения и соглашения о звукозаписи согласовал разные размеры выплат для тех случаев, когда о лицензии на синхронизацию или повторное использование мастер-записи договаривается артист и менеджер, а также для тех случаев, когда выдача подобной лицензии организована издателем или производителем фонограмм.

Например, если издатель обеспечивает использование произведения для синхронизации, то согласно соглашению артист получает 65 процентов дохода, а издатель — 35 процентов. Если же использование произведения для синхронизации обеспечивается артистом и менеджером, то артист получает 75 процентов дохода, а издатель — 25 процентов. Аналогичное увеличение доли дохода нередко предусматривается в соглашениях о звукозаписи, где может быть прописано разделение дохода пополам в случае повторного использования мастер-записи и повышение доли артиста до 60 процентов, если такое использование организовано артистом/менеджером.

Первый шаг артиста или менеджера должен состоять в том, чтобы собрать всю доступную информацию о независимых музыкальных супервайзерах и представителях музыкальных подразделений крупных кинокомпаний.
Одно можно сказать совершенно точно: если артист или его менеджер не стоит на автобусной остановке, то автобуса он не дождется. Другими словами, если у музыкальных супервайзеров нет музыки автора, то они не будут ее использовать. Автор этой книги на своем опыте убедился в том, что если поехать в Лос- Анджелес и встретиться с максимальным числом людей, связанных с музыкальной частью кинопроизводства, то это всегда окупается. Так что если автор или его менеджер могут позволить себе такой шаг, то его стоит сделать.

Если это невозможно, то следующий шаг состоит в том, чтобы рассказать о музыке автора музыкальным супервайзерам по электронной почте. В конце этой главы в разделе с советами приводятся более подробные рекомендации по этому поводу. Бывает так, что музыкальному супервайзеру нужно срочно заменить музыкальный фрагмент, потому что возникли проблемы при «очистке» прав на изначально выбранную композицию. В этой ситуации супервайзер вполне может выбрать недавно прослушанную композицию, которую ему прислали. Хотя подавляющее большинство крупных кинофильмов снимается в Голливуде, в киноиндустрии многих других странах также идет активная деятельность. Например, в Индии (Болливуд), Франции, Германии, Австралии, Новой Зеландии и в Соединенном Королевстве. Про все эти страны стоит помнить при ведении работы по организации синхронизации и повторного использования мастер-записей артиста.

При ведении переговоров о выдаче лицензии на синхронизацию важно помнить, что нередко такие лицензии предполагают полную передачу прав на механическое воспроизведение на тот случай, если фильм позднее выпускается на DVD, в цифровом виде или размещается для стриминга. В противном случае кинокомпании придется получать механические лицензии для каждого использованного в фильме произведения, если компания захочет продавать копии фильма людям. На практике часто бывает так, что лицензия на синхронизацию содержит ряд опций. Поэтому если фильм решают выпустить на DVD, в виде цифровой копии или разместить для стриминга, то компания- производитель делает дополнительные выплаты. Возможно также наличие территориальных опций.

Музыка на телевидении

Использование музыки в телепроизводстве — это еще один потенциальный важный источник дохода для авторов и исполнителей, несмотря на то что пошлины за синхронизацию обычно гораздо ниже, чем в кино. Во многих странах существуют отраслевые соглашения, в основе которых лежат комплексные лицензии. Они позволяют телеканалам использовать музыку по определенным установленным тарифам, которые зависят от времени суток, когда идет трансляция, количества минут и других критериев. ОКУ также заключают соглашения, где прописан размер их сборов за публичное исполнение музыки. Следует еще раз отметить, что именно с представителем издателя автора в сфере кино и телевидения следует поддерживать связь, но при этом менеджер также должен по возможности действовать проактивно.

Музыка в рекламе

Использование музыки в рекламе также может приносить существенную финансовую выгоду, что подтверждает приведенный в начале этой главы пример. В Японии эта система работает особенно эффективно, и именно через рекламу можно попасть на японский рынок. К сожалению, многие японские корпорации слишком хорошо знают об этом и поэтому могут попросить начинающего артиста отказаться от дохода от публичных исполнений, если он хочет, чтобы его песня использовалась в рекламе того или иного продукта, которая будет показана по национальному телевидению. Как показывает приведенный ранее пример, такое решение может оказаться трудным. Опять- таки вопросами рекламы должен заниматься координатор издателя артиста и производителя фонограмм, занимающийся вопросами кино и телевидения, но бывает и так, что среди сотрудников издателя и/или производителя фонограмм есть человек, занимающийся только рекламой.
В большинстве крупных рекламных агентств есть музыкальные отделы, и следует еще раз отметить, что если рекламные агентства не знают о музыке автора, то они не смогут ее использовать. Поэтому менеджеру следует обеспечить максимальное распространение материалов автора среди рекламных агентств. Такие артисты, как Groove Armada, чья композиция «Shakin’ that Ass» активно использовалась в рекламе Renault Mégane по всему миру, получили огромную финансовую выгоду благодаря такому использованию. Было также подсчитано, что использование композиции певца Sting под названием «Desert Rose» в телевизионной рекламе автомобилей марки «Jaguar» позволило ему продать на 2 млн альбомов больше. Так что использование музыки в рекламе может быть очень выгодным.
Музыка в компьютерных играх

Растет роль использования музыки в видеоиграх. Это связано не столько с объемом создаваемого дохода, сколько с открывающимися маркетинговыми и карьерными возможностями. Крупнейшие в мире компании, производящие компьютерные игры, — это Electronic Arts, Activision, THQ и Ubisoft. Компания Electronic Arts, базирующаяся в Лос-Анджелесе, выпустила такие популярные игры, как «The Sims», «FIFA World Cup», «Need for Speed», «NFL Live», «NBA Live», «Medal of Honor», «Command and Conquer», «SimCity» и «Harry Potter». Иногда игры адаптируются к конкретной стране, во всяком случае, их упаковка, но бывает, что игра целиком переводится на местный язык. Кроме того, игры создаются для конкретной платформы, например для ПК, Mac, Xbox, Playstation Wii, Nintendo, iPhone, iPad, Facebook или Android. Использование музыки в играх позволило неизвестным артистам получить крупные контракты на звукозапись и издание и продать тысячи, если не десятки тысяч записей.

Выплачиваемый гонорар, как правило, представляет собой гонорар за синхронизацию и повторное использование мастер-записи на условиях получения всех прав. Его размер составляет 3000–15 000 долл. США «каждой стороне», а выплата роялти не предусматривается. Понятие «каждой стороне» означает, что порядка 3000–15 000 долл. США выплачиваются автору(-ам) либо напрямую, либо через издателя, и такая же сумма выплачивается еще раз тому, кто владеет авторским правом на звукозапись. То есть права автора находятся с одной стороны, а права на звукозапись/права исполнителя — с другой. Режим наибольшего благоприятствования обычно применяется для обеспечения того, чтобы гонорар, выплачиваемый за работу, был равен гонорару, выплаченному за использование записи. Большинство крупных компаний, производящих видеоигры, работают только на условиях полной покупки прав, но некоторые небольшие компании и компании, производящие музыкальные видеоигры, такие как Guitar Hero, выплачивают аванс в счет будущих роялти.

Многие артисты и менеджеры забывают об этом очень важном сегменте использования музыки, тем самым упуская существующие возможности. В музыкальной индустрии есть мнение, что музыка в видеоиграх — это «новое радио», особенно в связи с тем, что во многих странах (особенно в США) становится все сложнее обеспечить трансляцию новых музыкальных произведений по радио. Множество молодых людей тратят бесчисленное число часов на компьютерные игры и слушают больше музыки с их помощью и на сайте YouTube, чем через какие-либо иные средства.

Музыкальные библиотеки или продакшн-музыка

Музыкальные библиотеки или продакшн-музыка, как правило, создается специальными музыкальными компаниями, которые нередко связаны в каким- либо крупным издателем. Автору поручают написать музыку для создания конкретного настроения или для определенного вида использования, например «тяжелая драма» или «спокойствие», или «музыка для путешествий». Музыкальная компания, обеспечивающая работу библиотеки, оплачивает запись произведения, которое либо исполняют сессионные музыканты, либо при записи которого используются возможности артиста. При этом компания становится владельцем авторского права на запись и на само произведение. Потом эту музыку по определенным тарифам может использовать кинокомпания, телевизионная компания, рекламное агентство или веб-дизайнер. Все права на такую музыку уже надлежащим образом оформлены, поэтому музыкальному супервайзеру легко ее использовать. Компенсация, выплачиваемая автору за производство музыки, состоит обычно из половины полученных сборов и половины соответствующего дохода от публичного исполнения. Иногда установлением пошлин за использование музыки из библиотек и их администрированием занимается ОКУ, которая собирает роялти за механическое воспроизведение от имени издателей и авторов. Лицензия, которую выдает такая ОКУ, охватывает как права на звукозапись, так и права на само произведение. Размер сборов может варьироваться в зависимости от длительности той или иной композиции и способа ее использования.
Музыка, написанная по заказу

Когда кинокомпания, телевизионная компания или рекламное агентство хочет получить совершенно новую композицию для конкретного использования, она, как правило, поручает автору написать что-то конкретное для определенного использования или для конкретной сцены. Если снимается фильм или ведется крупное телепроизводство, автор может получить заказ на написание полной партитуры. Существует относительно немного крупных композиторов, специализирующихся на написании музыкального сопровождения к фильмам, среди которых можно выделить Ханса Зиммера, Ховарда Шора и Дэвида Арнольда. Они постоянно занимаются подобной работой, и новому композитору может быть непросто выйти на этот рынок. Кинокомпании не любят рисковать и всегда стараются привлекать проверенных композиторов, в результатах работы которых они уверены. Если автор хочет развиваться в этой области, то ему следует создать демонстрационную подборку и привлечь агента, специализирующегося на работе с композиторами. Среди агентов можно выделить базирующиеся в Лос-Анжелесе компании Gorfaine/Schwarz (www.gsamusic.com), Soundtrack Music Associates (www.soundtrk.com), а также компанию Air-Edel (www.air-edel.co.uk), которая работает как в Лондоне, так и в Лос-Анджелесе. Полный список агентов, работающих с композиторами, и многие другие категории музыкальных произведений, использующихся в киноиндустрии, приводятся в упомянутом выше издании «Film and Television Music Guide» (www.musicregistry.com).
Советы по поводу использования музыки в кино, на телевидении, в рекламе и видеоиграх

В цифровую эпоху значительно изменились способы обеспечения использования музыки в этой сфере. Далее представлены некоторые советы по поводу того, как найти такое применение музыки артиста.

1.     Делайте записи высокого качества. Никогда не отправляйте демозапись. Музыкальные супервайзеры хотят получать отлично звучащие, хорошо сведенные и правильно сделанные записи.

2.     Делайте все от вас зависящее. Соберите как можно больше информации и направляйте только те композиции, которые могут подходить для конкретной ситуации. Если речь идет о серии фильмов или игр, посмотрите титры предыдущих эпизодов и выясните, какая музыка в них использовалась.

3.     По возможности развивайте личные отношения с ключевыми супервайзерами. Попросите их присылать вам «брифы» проектов, когда они ищут для них музыку. Если в ответ вы решите направить композицию, отправляйте только то, что может подойти.

4.     Если вы хотите отправить композицию, не нужно прикладывать ее к электронному письму, так как это засоряет почтовые ящики супервайзеров. Используйте ссылки на MP3 в потоковых сервисах, таких как SoundCloud, YouSendIt или DropBox. Всегда давайте возможность супервайзеру загрузить композицию одним кликом. Не используйте те сервисы, где нужно оставлять отзыв до загрузки композиции.

5.     ОЧЕНЬ важно указывать свои контактные данные в метаданных при направлении ссылки на MP3-файл. Метаданные — это название файла. Предоставление MP3-файлов посредством ссылки или на флеш-накопителе говорит о том, что вы можете контролировать качество своих данных. Убедитесь в том, что адрес вашей электронной почты виден при импортировании MP3-файла в iTunes. В метаданных укажите имя артиста и адрес своей электронной почты в квадратных скобках после него.

6.     Если вы контролируете права как на звукозапись, так и на ее издание, укажите это прямо. Используйте выражение типа «ВСЕ В ОДНОМ».
Это очень привлекательно для супервайзеров, так как они будут знать, что права на эту композицию можно оформить быстро и, вероятно, с гораздо меньшими затратами, чем в том случае, если композицию выпускает крупный издатель или производитель фонограмм. Музыкальные супервайзеры с удовольствием работают с независимыми артистами, где использование музыки крупных производителей фонограмм и издателей может быть весьма затратным. Нередко они ищут «независимую» замену песни, купить которую у крупного издателя или производителя фонограмм они не могут себе позволить. Если речь идет о съемке популярного телешоу, то нередко в бюджете заложена покупка одной или двух «серьезных» композиций, на которые можно потратить 15 000 долл. США «на одну сторону» или больше. А затем, чтобы обеспечить остальное музыкальное наполнение, начинается поиск дополнительных композиций, которые стоят значительно дешевле.

7.     НИКОГДА не отправляйте музыкальным супервайзерам композицию, содержащую сэмпл, права на который не полностью «очищены». Это очень важно. Если вы отправляете композицию и режиссер ее утверждает, а потом выясняется, что в ней есть сэмпл, права на который не полностью «очищены», то супервайзеры больше никогда не будут серьезно к вам относиться.

8.     Не ожидайте немедленной реакции от супервайзеров. Они очень занятые люди. Каждую неделю они получают сотни часов музыки. Никогда не отправляйте более двух ссылок в одном сообщении.

9.     Не пишите музыкальным супервайзерам слишком часто. Иначе они могут начать фильтровать ваши сообщения, отправляя их в категорию спама.

10.  Следует не только отправлять музыку супервайзерам напрямую, но и работать с блогами и радиостанциями, такими как, например, радиостанция KCRW в Лос-Анджелесе, которая транслирует самую разную музыку. Музыкальные супервайзеры часто слушают это радио, а некоторые являются ее ведущими.

11.  Вы можете представлять свою музыку не только самостоятельно, но и обратиться в одно из множества агентств, которое сделает это за вас. Как и в других областях, некоторые агентства лучше, некоторые хуже. Разумно использовать услуги только одного агента. Если музыку супервайзеру направляют несколько разных представителей одновременно, то это может его запутать и создать крайне негативное впечатление. Разумная ставка агента составляет 20–25% обеспеченного им дохода. Важно провести пробную работу с агентом на примере нескольких композиций, прежде чем соглашаться на представление всего каталога. Кроме того, следует поднять вопрос о том, как подписание контракта с агентом может повлиять на возможности артиста по подписанию более крупного издательского договора или контракта на звукозапись в будущем. Хорошие агенты обычно живут там, где создается музыка, то есть в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Лондоне, так как там они могут находиться в гуще событий. Постарайтесь включить в соглашение с агентом положение о том, что если он не сможет найти применение вашей музыки в течение полугода (например), то контракт расторгается.

12.  Чтобы обратить на себя внимание музыкальных супервайзеров, следует обязательно размещать свою музыку на таких сайтах, как Spotify и YouTube. Многие музыкальные супервайзеры проводят много времени на YouTube. Поэтому если вы можете снять достойное видео, это всегда плюс. Не бойтесь отправлять хорошие кавер-версии известных песен: музыкальные супервайзеры нередко ищут кавер- версии на Spotify, если не могут позволить себе заплатить за оригинал.
Made on
Tilda