В интернете практически нет открытой, достоверной и честной информации о том, как и главное сколько стоит раскрутка молодого артиста. Сначала стоит разделить понятия “молодой артист” и “новая группа”. В музыкальном бизнесе существует 2 основных вида артистов: те, для кого сцена это смысл жизни и участники “искусственных” групп, которые созданы продюсерами буквально из ничего.
Профессиональные артисты, такие как классические академические музыканты, с самого раннего возраста усердно занимаются, совершенствуют свое мастерство и постоянно выступают перед своими преподавателями и одноклассниками. Они выступают сначала перед ними, затем перед однокурсниками, а в конечном итоге перед большой аудиторией. Все это подготавливает настоящего музыканта к насыщенной и трудной сценической жизни. Потребуется несколько десятилетий, прежде чем музыкант станет артистом большой сцены. Действительно талантливые музыканты признают и принимают как данность то, что чем больше у них таланта, тем больше они должны работать над собой. Этот процесс называется Искусством.
Что касается второго направления, так называемого “шоу-бизнеса”, то здесь все довольно просто: деньги + “артист” = деньги. Печально и неприятно, что деньги стоят на первом месте. Большинство таких артистов и их продюсеров заботятся в первую очередь о быстром доходе и быстрой популярности, а не о профессиональном мастерстве. Причем, сочетание “деньги + артист” редко приводит к прибыли, чаще - только к известности. Но это никак не делает его звездой или настоящим артистом в высоком смысле этого слова.
Большая ложь самооценки
Большинство начинающих артистов в “шоу-бизнесе” не осознают, что они не могут заниматься музыкой, выступать и уж тем более выходить на сцену и демонстрировать себя. Тем не менее, они продолжают записывать демоверсии своих песен, часто тратят на это свои последние деньги и тратят свое время на то, чтобы показывать свои записи различным продюсерам. Они ведут себя так, словно их собственное мнение о своем творчестве, полученное не без поддержки друзей и близких, является истиной в последней инстанции. Если вы не можете перестать петь и создавать музыкальные произведения на своем уровне, не делайте это главным приоритетом в своей жизни! Возможно, все ваши усилия окажутся напрасными, бездарными и бесперспективными. Параллельно занимайтесь чем-то другим, что поможет вам спокойно жить. И только время покажет, предназначены ли вы для сцены или нет.
Мифы о продюсировании
Любой артист или музыкант - это творческая личность. Им нужны единомышленники-менеджеры. Многое зависит от точности и правильности действий артиста и его менеджера. Первый звонок продюссеру - это очень важный шаг, но у него есть и альтернатива. Прежде всего, следует использовать альтернативный метод общения: на сайте продюсерской компании или продюссера всегда есть электронная почта, на которую артист может отправить MP3, фото и биографию. Если у вас есть собственный веб-сайт, разумно предложить краткую информацию о вашем творчестве, сопроводив его ссылкой на ваш сайт. Если вы решите позвонить, имейте в виду, что продюссер - это не секретарь фирмы и не телефон горячей линии МЧС. Его работа не заключается в том, чтобы выслушивать рассказы о своей гениальности и уникальности в течение долгого времени. Хотя, будьте честны с собой - именно такую оценку вы ожидаете услышать, когда звоните продюссеру. Вы хотите сразу услышать восторженные отзывы и предложения о выгодном сотрудничестве. Разве это не наивно?
Научитесь правильно общаться с продюссером. Узнайте как можно больше полезной информации о нем и постарайтесь лаконично заинтересовать его своей персоной. Установите для себя лимит в 15 секунд на выражение своих мыслей и научитесь правильно и уверенно излагать их. Первый вопрос, к примеру, не должен звучать так: “Вы продюссер?” Или “Что вы продюссируете?” Или “Вы продюссируете рок-музыку?” Любой уважающий себя и свою работу музыкальный продюссер может и хочет работать с профессиональными артистами. Хороших жанров не бывает, бывают плохие музыканты. Просьба “продиктовать свой адрес электронной почты” звучит так же глупо, как и незнание названия компании или сайта, на который вы звоните.
Фабрика звезд, Новая Волна, Народный Артист
Подобные телепроекты являются инструментом сообщества «семейных» продюсеров и владельцев телеканалов и являются частью большого телевизионно-концертного бизнеса. Они крайне редко открывают (что является случайностью) по-настоящему талантливых артистов. С самого начала эти артисты не принадлежат самим себе и отрабатывают амбиции тех, кто их отобрал. Если бы доля талантливых артистов на таких проектах была в четыре раза больше, это было бы замечательно. Но это прямо зависит от профессионализма и квалификации продюсеров, выбирающих участников.
Ведь ничто не препятствует нахождению по той же схеме и с такими же контрактами участников с хорошими возможностями. Но, к сожалению, это не так. Все предположения о том, что они показывают только то, что привлекает внимание и заслуживает рейтинг, столь же бесполезны, как и обсуждения форматов телеканалов и радиостанций. Деятельность Гвен Стефани нельзя ограничить форматом, но её песни звучат на радиостанциях. Если бы в прайм-тайме показывали пианистов или скрипачей и ежедневно угощали нас музыкальными программами с фабрик фортепиано, а в конце недели проводили большой отчетный концерт, эти люди тоже стали бы знаменитыми. И уровень культуры повысился бы.
Сколько нужно денег, чтобы заработать деньги?
Ни для кого не секрет, что для представления аудитории своего искусства артисту нужно много работать, а продюсеру - грамотно инвестировать средства, чаще всего не свои.
Продюсер не является инвестором. В понимании российской реальности продюсер - это человек, руководящий процессом продвижения продукта на музыкальный рынок. И чем точнее он развивает и представляет продукт, тем больше вероятность, что артист обретет своего слушателя.
Артист должен четко следовать указаниям продюсера.
Артист занимается только музыкой и может самостоятельно определять только музыкально-творческую сторону своего развития. Цифры здесь достаточно просты и понятны: затраты на первый хитовый сингл, включая стоимость сайта, съемки видеоклипа, его трансляцию на телевидении, минимальную рекламу в прессе и интернете - минимум 200 000 евро. Чтобы достичь первой из пяти ступеней в шоу-бизнесе, нужно представить аудитории четыре или пять хитовых синглов. После пятого хитового сингла начнутся платные концертные выступления, доходы от которых, теоретически, могут покрывать затраты на дальнейшее развитие. То есть после окончания трансляции, в лучшем случае пятого хитового сингла, внешние инвестиции можно прекратить.
Ваши инвесторы — вокруг вас
Инвесторами и спонсорами проекта чаще всего становятся родители, супруги или, как это ни парадоксально, близкие друзья. И такое случалось! К нам обращались банкиры с просьбой о консультациях. И первое, что они говорили в телефонном разговоре: «Я предприниматель, банкир и хочу помочь своему старому другу, который готов покорять большую сцену. Не могли бы вы оказать содействие?» Продюсер может сам найти инвестора, но в таком случае контракт будет сложным. И это связано с тем, что инвестор не вовлечен в проект.
Однако, немногие продюсеры, решившиеся на такой шаг, признаются инвесторам, что вернуть вложенные средства почти невозможно и, безусловно, проект начнет приносить прибыль не раньше, чем через 5-7 лет. И это при самых благоприятных условиях и честной работе. Нередко сами артисты инвестируют в себя, работая параллельно в бизнесе и зарабатывая на то, чтобы стать сценическими артистами.
Не бывает великих продюсеров без великих артистов
Таким образом, продюсер - это не спонсор. Продюсер - это помощник артиста в организации музыкально-коммерческой деятельности. Мировая практика также подтверждает, что не продюсер создает артиста. Великими продюсерами делают великие артисты.
Роль авторов песен также немаловажна. Кристина Агилера своим упорством, усердием и напряженной работой доказала, что если человек рожден артистом, он им станет - конечно, не без поддержки продюсера, преподавателей по вокалу и актерскому мастерству, и авторов песен. Земфира существует только благодаря своему таланту, необычности и философии.
Многочисленные продюсеры, встречавшиеся на ее творческом пути в начале ее карьеры, - это люди, помогавшие донести ее творчество до широкой аудитории. Спасибо им за это огромное. Но они не наградили ее этим талантом. Продюсер может искать инвестиции в артиста, однако это не является его прямой обязанностью. При желании, продюсер может инвестировать и свои средства, однако это возможно только в том случае, если, по его субъективному мнению, артист обладает 100% потенциалом и желанием стать профессионалом в первую очередь, а не стремительно ворваться в светскую “тусовку”. Нельзя не учитывать и забывать, что навыки, знания, опыт и время, которые вкладывает продюсер, также являются капиталом и инвестициями.
Делайте выводы, а не глупости
Подводя итог, хотелось бы сказать следующее: вложения в артиста, безусловно, необходимы, однако не в его талант и трудоспособность, а для того, чтобы представить как можно более широкой аудитории творчество, которым артист живет. И еще одно правило: чем меньше об артисте пишут “желтые газеты” и проплаченные журналисты, тем выше уровень его профессионализма. Если артист действительно живет Искусством и демонстрирует только высокий уровень мастерства, его персона становится все менее интересной для журналистов, так как уровень их подготовки критически низок. Поверь, звезд в журналистике даже меньше, чем в мире музыки.