Tilda Publishing
Если артист исполняет собственные произведения, то рано или поздно ему придется задуматься о выборе издателя. На начальном этапе доход от издания можно получить просто путем вступления в соответствующую ОКУ, занимающуюся правами на механическое воспроизведение и публичные исполнения, и регистрации в этой ОКУ своих работ. В целом такие ОКУ не будут выплачивать аванс, но будут платить роялти автору по мере их сбора. Из общего дохода ОКУ вычитает административный сбор, а остальное передает автору. Такие ОКУ, как правило, ведут себя довольно пассивно, так как они просто собирают весь причитающийся доход, но не пытаются найти новое применение для произведений автора.

Нередко издатель выплачивает автору фиксированную сумму аванса в обмен на подписание соглашения, согласно которому автор должен быть связан с издателем в течение определенного срока или на протяжении выпуска определенного числа альбомов. Как правило, управлением всего, что пишет автор в течение срока действия издательского соглашения, занимается только издатель. Обычно он соглашается вести работу на рынке и искать новые виды использования и новые возможности для произведений автора (в частности, речь может идти о кавер-версиях, аудиовизуальных видах применения, публикации нот и т.д.). Кроме того, издатель может помочь артисту и менеджеру заключить контракт со звукозаписывающей компанией. Таким образом, если автор заключает соглашение с издателем, то он может рассчитывать на получение роялти за механическое воспроизведение и публичное исполнение, а также на услуги, связанные с поиском новых областей использования работ автора в целях увеличения дохода. Так как издатель выплачивает аванс и оказывает указанные выше услуги, получаемая им доля дохода автора будет больше, чем в случае получения автором дохода напрямую от ОКУ. На начальном этапе карьеры у артиста обычно очень мало свободных денег, поэтому аванс от издателя может оказаться действительно кстати.
Далее приводятся основные пункты издательского соглашения

· Срок действия: тот период времени, когда соглашение является действительным. Может быть указан конкретный промежуток времени, число альбомов или и то, и другое. Все произведения, написанные автором в течение срока действия, а иногда и произведения, написанные до начала срока действия, контролируются издателем в течение срока действия прав (см. ниже).

· Опции: в моменты выбора опций, предусмотренных в соглашении, издатель вправе принять решение о продолжении работы по соглашению и выплате следующего аванса или о прекращении его действия.

· Период сохранения прав: тот период времени, в течение которого издатель вправе получать доход от публикации произведений, контролируемых в течение Срока действия.

· Роялти: размер ставок роялти от механического дохода, публичных исполнений, кавер-версий, лицензий на синхронизацию, продаж нот и т.д., которые подлежат выплате автору.

· Основа для начисления роялти: по итогам деятельности или «у источника». Расчет по итогам деятельности означает использование в качестве основы той суммы, которую получает издатель за вычетом всех издержек, включая комиссию субиздателей и т.д. Расчет «у источника» предполагает использование фактического общего дохода, получаемого издателем за произведения автора от ОКУ или производителя фонограмм в каждой части территории. С точки зрения автора расчет «у источника» всегда выгоднее.

· Минимальное обязательство: минимальное число работ, которое должен выпустить или написать автор в течение каждого опционного периода. Если выбор опций привязан к выпуску альбома, то в контракте может присутствовать положение, предусматривающее минимальный процент произведений в альбоме, которые должны быть написаны автором. Обычно речь идет о 70–90 процентах. Если автор не сможет достичь оговоренных показателей, то издатель может пропорционально уменьшить размер аванса по следующему опционному периоду или продлить текущий период.

· Авансовые платежи: фиксированная сумма, выплачиваемая автору при подписании соглашения и в момент выбора издателем опций, которые предусмотрены соглашением. Эти суммы подлежат возмещению за счет роялти. Территория: географический регион, где издатель вправе собирать доход от публикации. Обычно указывается весь мир, но могут быть указаны определенные страны или континенты.

Что касается роялти, то раньше (а в некоторых странах и до сих пор) издатель получал половину дохода на основе поступлений, а вторую половину передавал автору. Также издатель нередко требовал, чтобы срок действия его прав равнялся сроку действия авторского права, который, как мы узнали в разделе об авторском праве и смежных правах, может составлять до 150 лет. Начиная с 1980-х гг. ситуация значительно изменилась в пользу авторов. Теперь, как правило, соглашение с издателем предполагает распределение дохода в долях 75/25 при расчете «у источника» для механического воспроизведения и исполнений; при этом для синхронизации и прочих видов дохода могут действовать другие пропорции. В этом случае 75 процентов дохода «у источника» получает автор, а 25 процентов оставляет себе издатель. Обычно срок действия соглашения равен циклу производства одного альбома (около 18 месяцев), после чего могут быть выбраны одна, две или три опции, которые продлевают срок действия. Каждый опционный срок охватывает еще один альбом или минимальное число новых произведений и предполагает выплату очередного аванса. Срок действия прав может варьироваться от пяти до 25 лет, но не более.

Некоторые издатели при выборе опций предлагают авторам схему выплаты аванса, предусматривающую максимальную и минимальную сумму. В этом случае указывается минимальный гарантированный размер аванса, если издатель решит продлить контракт для издания следующего альбома или на следующий авторский период. При этом в контракте содержится формула, учитывающая объем дохода и продаж за предыдущий период (иногда такой доход называют ожидаемым), на основании которой может быть выплачен больший аванс. Но вне зависимости от того, какая цифра получится в результате использования формулы, аванс не может превышать максимального значения, указанного в контракте. Иногда в издательских соглашениях также встречается механизм «первого и последнего права на предоставление равной цены». Как правило, такое положение присутствует в контракте в том случае, если согласно контракту автор и издатель должны провести «добросовестные» переговоры по поводу опции, по которой издатель продолжает публикацию произведений автора в течение работы над следующим альбомом или в течение очередного авторского периода. Если переговоры окажутся неудачными, то автор сможет заключить издательское соглашение с другим издателем. При получении лучшего предложения от другого издателя автор обязан рассказать о нем своему издателю. В этом случае у издателя есть право сделать аналогичное предложение и продолжить работу с автором.

Среди крупнейших на настоящий момент музыкальных издателей можно выделить Universal Music Publishing, Warner/Chappell Music, Sony-ATV Music Publishing и BMG Rights Management, хотя непрерывно происходят различные поглощения и изменения структуры собственности. В 2000 г. на рынке появилась компания Kobalt Music Publishing, которая предложила иную бизнес-модель. Компания Kobalt редко выплачивает аванс, но предлагает более высокую ставку роялти, на уровне 85–90 процентов от дохода «у источника». Кроме того, эта компания предоставляет авторам финансовый отчет каждые три месяца, а не раз в полгода, как некоторые крупные издатели. Такая схема очень привлекательна для авторов, уже имеющих сложившуюся репутацию, которые хотят заключить новое издательское соглашение. Однако для начинающих авторов это может быть сложнее, так как им нередко необходим существенный аванс.
Далее перечислены основные обязанности музыкального издателя:

  1. Согласование, организация выдачи и выдача лицензий на произведения автора и обеспечение получения автором максимально возможной компенсации за то или иное использование.
  2. Выдача или разрешение выдачи лицензий на механическое воспроизведение через ОКУ производителям фонограмм, которые хотят использовать произведение автора для звукозаписи.
  3. Выдача лицензий на синхронизацию и проведение работы по обеспечению использования произведений автора для синхронизации с визуальными изображениями (например, в фильмах, телевизионной рекламе и видеоиграх).
  4. Работа с кавер-версиями (т. е. проведение работы с другими исполнителями, убеждая их сделать запись с использованием произведений автора).
  5. Обеспечение правильной регистрации произведений автора в соответствующих ОКУ, занимающихся правами авторов на публичные исполнения и механическое воспроизведение.
  6. Администрирование физических и цифровых продаж нот в интернете или выдача лицензий на такую деятельность третьей стороне.
  7. Получение указанного выше дохода от имени автора в каждой части территории. Если под территорией подразумевается весь мир, то у издателя должны быть отделения или субиздатели на каждой части территории, или он может получать доход напрямую от местных ОКУ на соответствующих частях территории.
  8. Предоставление автору точной отчетности не реже чем раз в полгода, включая предоставление подробных отчетов и выплату платежей (если таковые причитаются).
Доход от издательской деятельности очень важен для артиста, который является автором и исполнителем своих произведений. На начальном этапе такой источник дохода может быть для него единственным. Как правило, легче возместить аванс на публикацию, чем аванс на звукозапись, так как обычно в случае издательской деятельности не применяются другие вычеты, помимо самого аванса и дохода издателя, в то время как соглашения о звукозаписи предусматривают помимо аванса самые разные вычеты, включая расходы на создание видеозаписей, на звукозапись и на организацию турне. Большинство ОКУ, занимающихся публичными исполнениями произведений авторов, выплачивают издателю только половину дохода, а вторая половина переводится напрямую на банковский счет автора. Если издательское соглашение предусматривает выплату роялти за публичные исполнения в соотношении 75/25 от общего дохода, то издатель фактически получит половину доли издателя, т. е. половину ОКУ выплатит автору, а вторую половину — издателю, и такая часть будет называться «долей издателя». Чтобы получить 25 процентов от дохода «у источника», издатель оставляет себе половину от 50 процентов, полученных от ОКУ, в результате чего автор получает 75 процентов. Такая система очень помогает авторам, так как автор знает, что помимо аванса издателя он получит 50 процентов дохода от публичных исполнений, даже если его аванс, полученный от издателя, еще не возмещен. Это дает автору необходимые средства для продолжения своей работы.

Как упоминалось выше в разделе, посвященном ОКУ для авторов, занимающимся их публичными исполнениями, важно знать, что во многих странах доход от концертного промоутера получает ОКУ авторов, занимающаяся публичными исполнениями. Размер такого дохода может варьироваться от 1 до 17 процентов общего дохода от продажи билетов. Некоторые из таких ОКУ имеют достаточно сложную структуру и просят промоутера предоставить подробную информацию о каждом произведении, исполненном на том или ином концерте. Если необходимая форма заполнена верно, то собранные средства в итоге будут выплачены авторам исполненных произведений. Артист или его менеджер должен удостовериться в том, что такие формы заполнены правильно, потому что если артист является автором, то он сможет получать доход от публикации, который может быть весьма существенным. Артисты и их менеджеры теряют очень много денег из-за того, что они не предоставляют промоутерам и ОКУ списки произведений, исполненных на том или ином шоу либо в ходе турне.
Made on
Tilda