Tilda Publishing
Обратите внимание, что образцы договоров носят информационный характер и не могут заменить полноценной работы с юристом при заключении контрактов. Каждый случай уникален, поэтому подготовка документов требует тщательного отношения к деталям со стороны специалиста.
Перед тем, как перейти к готовым образцам, мы рекомендуем вам прочитать статью, чтобы лучше понять суть и структуру договора. Если вы уверены в своих знаниях и хотите сразу перейти к образцу документа, вы можете скачать готовый шаблон внизу страницы.

Договор авторского заказа подходит для композиторов, авторов текстов и других людей, создающих музыку для кого-то. Следует отметить, что такой договор следует заключать до начала работы над произведением, так как он предполагает создание произведения на заказ в соответствии с критериями, определенными заказчиком. Если произведение уже создано, это не соответствует сути авторского заказа, и лучше использовать договор об отчуждении.

Разумеется, каждый автор работает в своих условиях и на своем удобстве. Условия договоров авторского заказа очень индивидуальны. Форма договора, представленная в этом разделе, не является универсальной, она создана для защиты основных интересов автора. Прежде чем использовать шаблон, внимательно ознакомьтесь со всеми условиями. Если что-то вам не подходит, рекомендуется обратиться к специалисту и не исправлять шаблон самостоятельно.
По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется создать произведение по заказу другой стороны (заказчика). Договор может предусматривать отчуждение исключительных прав в пользу заказчика. Таким образом, у договора две цели: создать произведение и передать права на него. Если вы создаёте произведение и передаете права, это фактически два договора в одном - договор авторского заказа и договор передачи прав.

Однако, из-за этой двойственности возникает сложность - необходимо балансировать между двумя договорными конструкциями и стараться не допустить ошибок. Одной из наиболее распространённых ошибок является указание общей цены за всё. Но, поскольку у нас тут две возмездных конструкции, должны быть две цены: одна за создание произведения и вторая за передачу исключительных прав. Если цена передачи не указана, часть договора о передаче прав может быть признана недействительной, и права не перейдут к заказчику. Обе цены желательно указывать в виде конкретных сумм без указания процентов.

Но на этом сложности с договором авторского заказа не заканчиваются. Допустим, вы заказываете красивый зелёный забор по договору строительного подряда, а когда приходите его принимать, видите, что он кривой, с дырами и вообще красного цвета. Правильность или неправильность работы видна и может быть обоснована. Но как быть с музыкой? “Недостаточно атмосферы” или “не очень заразительный хук” - крайне сомнительные критерии оценки. Поэтому обеим сторонам важно заранее сформулировать требования к будущему произведению: язык, на котором должен быть написан текст, жанр, количество припевов, нужен ли мат, сколько должно быть панчей, требуется ли гитарное соло, продолжительность трека, темп, тональность, тематика, конкретные слова и строки, если это необходимо. Чем точнее будут требования, тем труднее будет автору утверждать, что он сделал что-то неправильно, и поэтому не заслуживает оплаты. И тем сложнее будет заказчику обмануть автора, выдав свою работу за образец качества.

Затем каждой стороне нужно решить, как будет проходить сотрудничество: сколько версий нужно создать, в какие сроки, куда и в каком виде их отправлять, может ли автор привлекать третьих лиц. Только после согласования всех условий можно подписывать договор.

ДОЛЖНО БЫТЬ В ДОГОВОРЕ:

  1. Срок создания произведения и указание о предоставлении (или не предоставлении) автору льготного периода в случае задержки по срокам.
  2. Две фиксированные (твердые) суммы: одна за создание произведения, вторая - за передачу исключительного права. Никакие “1% от вознаграждения”, только две определенные суммы в рублях.
  3. Подробные требования к создаваемому произведению.
  4. Если права на произведение не отчуждаются полностью, а предоставляются по лицензии (или не предоставляются вообще), это должно быть ясно указано. Существенные условия для лицензии должны быть четко прописаны. Например, вид лицензии, срок, стоимость, территория. Не стоит забывать и про другие условия для лицензий.
  5. Созданное произведение должно быть подробно описано и индивидуализировано для передачи прав на него заказчику. Рекомендуется использовать акт или приложение к договору для этого.
  6. Любые другие согласованные условия, которые наиболее удобны для сотрудничества автора и заказчика.

НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ДОГОВОРЕ:

  1. Обязанности автора вносить изменения в произведение после его одобрения.
  2. Обязанности автора выполнять сведение и мастеринг, если это не предусмотрено договором.
  3. Обязанности автора возвращать вознаграждение полностью или частично, если произведение не удовлетворило заказчика по субъективным причинам, или если у произведения низкий уровень прослушивания на стриминговых сервисах.
  4. Обязанности автора создавать последующие треки исключительно для заказчика или предоставлять заказчику будущие треки для согласования на условиях “первого отказа”. Да, такое случается.
МОЖЕТ БЫТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

  1. Вместо фиксированных сумм могут быть предусмотрены роялти. Может быть и то и другое одновременно. Никто не ограничивает вас в этом, но цены по-прежнему должны быть указаны.
  2. Обязанность заказчика указать автора текста и музыки при использовании произведения. Или, наоборот, право заказчика на анонимное использование произведения и обязанность автора не упоминать себя как автора.
  3. Указание на то, что автор должен создать произведение самостоятельно, без привлечения других людей. Это разумно, потому что если кто-то еще участвует в создании произведения, он становится соавтором и возникают сложности с передачей прав. Придется заключать договоры между собой, выплачивать друг другу какие-то суммы и т.д.
Объединение различных видов договоров в один - довольно распространенное явление. Поэтому будьте внимательны при обсуждении лицензионных и производственных договоров. Часто они содержат элементы договора авторского заказа, которые могут обязывать артиста к дальнейшему сотрудничеству с лейблом или продюсером.

Эта инструкция и договоры соответствуют законодательству об интеллектуальной собственности на момент публикации. Образцы договоров являются только информационными и не рекомендуются для использования без консультации с юристом. Мы не несем ответственности за неправильное использование документов артистами.



Made on
Tilda