Tilda Publishing
Обращаем ваше внимание, что образцы договоров носят информационный характер и не могут заменить полноценной работы с юристом при составлении контрактов. Каждый случай уникален, поэтому создание документов требует внимательного отношения к деталям со стороны специалиста. Прежде чем перейти к готовым образцам, мы рекомендуем вам прочитать эту статью, чтобы лучше понять суть и структуру контракта. Если вы уверены в своих знаниях и хотите сразу приступить к образцу документа, вы можете скачать готовый шаблон внизу страницы.
Начнем с самого важного: кавер и ремикс - это совершенно разные вещи. Если вы берете известную песню, изменяете в ней слова и/или мелодию и поете ее по-своему - это кавер. В этом случае происходит переработка объекта авторского права (просторечное “авторка”). Если вы берете определенную фонограмму (или ее часть - бит, аранжировка, акапелла) и перерабатываете ее - это ремикс. Здесь перерабатываются объекты смежных прав (“смежка”). Поэтому при заключении договора нужно в первую очередь ориентироваться на объект права.

После того, как вы определили, что именно вы создаете (кавер или ремикс), вам необходимо сделать самый важный шаг: определить, кто является правообладателем и к кому обратиться за правами. Рассмотрим на примерах.
Если вы планируете создать ремикс на композицию, которая доступна для стриминга, найдите эту композицию на YouTube, Spotify, Яндекс Музыке или других платформах. В описании композиции должно быть указано, кем она была выпущена. Найдя название лейбла, найдите контакты и свяжитесь с представителями лейбла. Если ваша инициатива будет одобрена, скорее всего, лейбл предоставит вам необходимую форму договора.

Писать артистам и их агентам в большинстве случаев бессмысленно, так как они, скорее всего, не смогут предоставить вам соответствующие права. Если вы планируете создать кавер, ситуация немного сложнее. Тот же алгоритм: выяснить правообладателя и попытаться с ним связаться. Но здесь может быть подвох, и для его понимания нужно понять, как работает распространение. Музыкальный дистрибьютор получает деньги от платформ за две вещи: монетизацию смежных прав и авторских прав. Артист получает доход от “смежки” в основном со стриминга. Продавая песню в сериале или под кавером, артист получает основной доход от “авторки”. Но не все лейблы или дистрибьюторы занимаются монетизацией авторских прав. Многие лейблы и дистрибьюторы ограничены только “смежкой”, а авторские права артиста вообще не забираются. Таким образом, лейбл / дистрибьютор скорее всего направит вас к издателю или (в некоторых случаях) непосредственно к артисту. Издатель - это компания, которая занимается публикацией, то есть управляет авторскими правами. Это именно то, что они обязаны делать.

Чем популярнее песня, тем сложнее и дороже может оказаться процесс получения прав. И многие музыканты приходят к выводу, что бесплатное использование - это более дешевый вариант. Они публикуют видео на YouTube, отключают монетизацию и законно становятся известными, получая уважение от знаменитого артиста. Однако наличие или отсутствие монетизации не влияет на факт нарушения прав. Более того, коммерческий успех может быть связан практически с любым аспектом. Вы набрали 50 000 просмотров? Вы стали более популярными! Стримы ваших других треков увеличились? Вы заработали на концертах? Поздравляем вас! А теперь платите деньги.

Поэтому крайне важно договариваться с правообладателями. Однако в индустрии известно много случаев, когда разрешение на создание каверов и ремиксов оформляется без участия крупных компаний. В таком случае вам может пригодиться наш шаблон контракта. В нем содержатся наиболее распространенные положения: выплата роялти оригинальному правообладателю, однократное использование и ограничение возможных способов использования оригинала - ничего, кроме создания ремиксов/каверов.

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В КОНТРАКТЕ

• Условие о том, что права предоставляются для переработки на условиях неисключительной лицензии. Лицензия не должна быть эксклюзивной.

• Срок, область действия, цена.

• Описание произведения или фонограммы, которое будет переработано. Обычно это таблица в Приложении, содержащая название, авторов и другую информацию.

• Подтверждение того, что Лицензиат (автор Кавера или Ремикса) имеет право осуществлять любые действия с Кавером/Ремиксом.

• Гарантия Лицензиара о том, что он имеет право предоставлять вам такую лицензию в течение срока, указанного в договоре. Если позже появятся другие правообладатели, это положение может значительно облегчить вашу ситуацию.

ЧЕГО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ

• условий, указывающих на то, что лицензия на переработку является эксклюзивной. Это может сильно осложнить жизнь тому, кто передает права, а тому, кто их получает, просто не нужно.

• каких-либо ограничений на использование переработанного произведения или фонограммы (Кавера или Ремикса) для Лицензиата

МОЖЕТ БЫТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО

• Обязательство опубликовать переработанное произведение через Правообладателя (например, если Лицензию вам выдает Лейбл). В общем, это хорошая возможность, которая поможет упростить процесс расчета Роялти для обеих сторон.

• Возможность не указывать Имя Автора/Правообладателя Оригинала при Публикации. Но имейте в виду, что это опасно для Лицензиара, поскольку его имя может исчезнуть из истории в какой-то момент. Это произошло, например, с песней “Have Love, Will Travel”: на платформах можно найти десятки Каверов на эту бессмертную классику, включая версию группы The Sonics, которую считают Автором. Однако The Sonics не являются Авторами оригинала: их Версия - это тоже кавер на Песню Ричарда Берри 1959 Года. Но все же, при поиске в Spotify, версия группы The Sonics обычно находится первой.

Подводя итог, можно сказать, что при работе с кавер-версиями и ремиксами следует учитывать сложность процессов и множество факторов. Поэтому мы все же советуем сначала обратиться к компетентным специалистам или к людям с большим опытом и хорошей репутацией в музыкальной индустрии. Может быть, что уже на этапе поиска нужного правообладателя вы поймёте, что дело не стоит усилий. Или, наоборот, возможно, что с помощью подсказки опытного человека вы сможете решить вашу задачу, отправив всего пару сообщений.

Чтобы записать кавер-версию или ремикс, вам нужно получить разрешение. Но добиться его, не предоставив по крайней мере демоверсию, удаётся не всегда. По иронии судьбы, чтобы получить разрешение, вам придётся формально нарушить его условия, создав хотя бы простейшую демонстрационную версию (важно никуда её не публиковать). Иногда это позволяет получить согласие правообладателя и, порой, даже снизить цену. Не стоит бояться записать демо вашего кавера или ремикса, однако не публикуйте её до получения согласия от правообладателя.

Эта инструкция и образцы составлены в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности на момент публикации.
Эти образцы предоставляются только для информации. Мы не рекомендуем использовать их без предварительной консультации с юристом, и мы не несем ответственности за неправильное использование этих документов артистами.



Made on
Tilda