Tilda Publishing
Обращаем ваше внимание, что представленные шаблоны договоров являются лишь информационными и не могут заменить работу с юристом при составлении контрактов. Каждый случай уникален, поэтому подготовка документов требует тщательного подхода к деталям от профессионала. Прежде чем перейти к образцам договоров, рекомендуем вам прочитать нашу статью, чтобы понять суть и структуру контракта. Если вы уверены в своих знаниях и желаете сразу перейти к образцу документа, вы можете скачать готовый шаблон внизу страницы.

Ни одна область в музыкальной индустрии не окружена таким количеством мифов и неправильных представлений, как отношения между артистами и звукоинженерами. Неоднократно обсуждался и разъяснялся вопрос о том, что звукоинженеры не являются создателями фонограмм. Следует еще раз подчеркнуть, что независимо от технической функции, которую выполняет звукоинженер, он не становится правообладателем, автором или соавтором произведения, исполнителем или со-исполнителем. Он определенно не является производителем фонограммы.

Звукоинженеры предоставляют конкретные услуги, связанные с работой с объектами интеллектуальной собственности, но эти услуги не создают интеллектуальных прав для самого звукоинженера. Могут быть редкие исключения. Например, если звукоинженер во время записи песни совместно с исполнителем меняет половину слов, темп или ритмический рисунок, то звукоинженер может претендовать на роль соавтора. Но доказать это практически невозможно, хотя это и является правдой.
Чтобы избежать недоразумений при сотрудничестве с любыми специалистами, лучше заключать договор до начала работы. Какой договор использовать в этом случае? Есть два варианта: договор подряда или договор о возмездном оказании услуг.

ДОГОВОР ПОДРЯДА

По договору подряда одна сторона по заказу другой выполняет определенные работы и передает их результаты. Результаты работ, в отличие от услуг исполнителя, должны, во-первых, быть отделены от подрядчика и, во-вторых, гарантированы.
При этом считается, что подряд предполагает наличие конкретного материального результата, то есть объекта, который можно буквально потрогать, измерить, сосчитать и оценить.

ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ (ВОУ)

Этот договор, наоборот, не предполагает наличия материального результата. Ценность услуги заключается в действиях или работе исполнителя. Получение услуги происходит одновременно с её оказанием. Если основная польза для заказчика заключается в работе исполнителя, то в договоре на оказание услуг исполнитель не несёт риска недостижения результатов, и ссылаться на такое «недостижение результатов» впоследствии нельзя.

Таким образом, ни одна из этих конструкций не подходит полностью. Фонограмма не является материальным объектом или гарантированным результатом, а услуги вообще не предполагают явно выраженного результата.

Но все же рекомендуется использовать договор о возмездном оказании услуг. Прежде всего потому, что этот вариант надежнее и точнее отражает фактические отношения. «Материальный» результат в виде флешки с записанным треком – это просто фикция, которая может облегчить жизнь «подрядчику», но никак не заказчику. Кроме того, запись, сведение и мастеринг – это скорее процесс, в ходе которого могут быть созданы неопределенное количество вариантов песни, из которых затем выбирается один.

Дополнительным аргументом является то, что в этом случае договор подряда может быть переоценен судом как договор о возмездном оказании услуг, что полностью меняет ситуацию. Допустим, вам не нравится качество результата, но материального результата вообще нет. Качество мастеринга или сведения часто субъективно, и не существует единого стандарта. Поэтому суд, переоцененный договором, будет оценивать не качество результата (песни), а качество предоставленной услуги. Здесь аргументы заказчика быстро закончатся, потому что звукоинженер скажет: “Вот я работал тысячу часов, все в высочайшем качестве, я приложил все возможные усилия”. На этих основаниях спор может вполне закончиться.

ДОЛЖНО БЫТЬ В ДОГОВОРЕ

  • Основные условия: сроки выполнения услуг, четко определенная категория услуг, стоимость. Удивительно, но все это не относится к существенным условиям для договора о возмездном оказании услуг, но точные указания этих данных помогут вам избежать споров в будущем.

  • Укажите, что звукоинженер не получает права на фонограмму, исполнение или произведение после оказания услуг. Это очевидно следует из закона, но такой пункт поможет избежать недоразумений в будущем.

  • Укажите, что звукоинженер не имеет права использовать полученный в результате результат интеллектуальной деятельности. Это опять же очевидно, но важно для избежания конфликтов, включая неправомерное блокирование трека на различных платформах с помощью «страйков» (удаления).
Четко определите порядок и сроки предоставления мастер-фонограммы и других файлов.

Если предмет договора не включает сведение и мастеринг, но относится к звукозаписи, укажите дату, время, место и продолжительность записи.

Если вам нужно официально оформить запись звука, используйте только договор о возмездной услуге. Не используйте договор подряда.

Не включайте в договор упоминания о том, что звукоинженер имеет права на фонограмму. Не устанавливайте никаких условий или ограничений для артиста по использованию созданной фонограммы.

Если вы подписали договор подряда, слово “услуга” не должно в нем появляться ни при каких условиях. Если вы заключили договор о возмездных услугах, в нем не должно появиться слово “работа”.

Обязанности исполнителя использовать или вставить водяной знак, аудиометку на фонограмме или имя студии на треке. Если такие договоренности существуют, не указывайте их. Если позже ваша песня попадет на радио, они обрежут водяной знак и вам придется объяснять это звукоинженеру.

Любые прямые или косвенные условия о том, что звукоинженер может не предоставить вам мастер-запись. Его услуга (процесс и результат) является основанием для выплаты денежных средств. Если услуги фактически не предоставлены, то нет оснований для выплаты.

МОЖЕТ БЫТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО

• Обязанность исполнителя указать при публикации трека имя студии в виде гиперссылки. При этом сам ссылка, конкретное подпись и другие данные должны быть заранее согласованы и указаны в договоре.

• Оплата в виде роялти. В этом случае необходимо точно указать процент, частоту выплат и срок. Например, 10% каждые три месяца в течение трех лет.
Разрешение на указание фонограммы в портфолио звукооператора. Однако здесь стоит уточнить: имеется в виду не разрешение на использование фонограммы, а разрешение на указание того, что звукооператор N участвовал в создании мастер-записи фонограммы X исполнителя Y. Разрешение на использование фонограммы может потенциально вызвать проблемы с дистрибьюторами, поскольку они всегда требуют гарантии, что права не были переданы ранее.

Распространенное “правило 15 секунд” (если вставить отрывок другого произведения в свое видео или трек длиной менее 15 секунд, это не считается нарушением авторских прав или плагиатом) - это заблуждение. В законах об этом ничего не говорится. О десяти, пяти или даже одной секунде там тоже ничего не сказано. Такие “вставки” регулируются нормами о свободном использовании произведений.

Эта инструкция и договоры составлены в соответствии с действующим на момент публикации законодательством об интеллектуальной собственности.
Представленные шаблоны договоров носят исключительно информативный характер. Мы не рекомендуем использовать их без консультации с юристом и не несем ответственности за неправильное использование документации со стороны исполнителей.


Made on
Tilda