Tilda Publishing
Термин «copyright» (дословно — «право копировать») относится к понятным терминам английского языка, так как он обозначает ровно то, что называет, а именно право на копирование. Когда автор создает произведение или исполнитель делает звукозапись, никто не имеет права копировать это произведение без согласия этого автора или исполнителя. Технологии и право развиваются параллельно. Поэтому авторское право стало давать автору или исполнителю возможность контролировать и другие виды использования произведения или записи, например публичное исполнение и дистрибуцию. Традиционно термин «авторское право» применяется к авторским произведениям, тогда как для характеристики прав исполнителей̆, производителей̆ фонограмм и вещательных организаций обычно используется понятие «смежные права». При этом в обоих случаях речь идет о разновидностях прав интеллектуальной̆ собственности.

Законодательство о правах авторов появилось более чем на сто лет раньше, чем законодательство о правах исполнителей̆. Это объясняет, почему авторское право имеет более прочную основу и больший̆ срок действия, чем права исполнителей̆. Например, одним из важнейших источников дохода исполнителей̆ на заре ХХI века является доход от публичных исполнений по радио. Это право предполагает, что каждый̆ раз, когда запись проигрывается в эфире радиостанции, радиостанция должна выплачивать гонорар производителю фонограмм и исполнителям записанного произведения, а также делать отчисления издателю и автору произведения. Большинство стран включили это право в свои правовые системы, первоначально в том виде, в каком оно было унифицировано в Римской̆ конвенции 1961 г., а впоследствии в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (ДИФ). Однако согласно статье 6 Римской̆ конвенции и статье 15 ДИФ государства-члены имеют право отказаться от применения этого положения.

Что касается срока действия охраны от несанкционированного копирования произведений, то для исполнителей̆ и их записей̆ он значительно короче, чем для авторов. Например, в Европейском союзе (ЕС) срок действия охраны прав исполнителей̆ на их записи был унифицирован в 2013 г., и с тех пор он составляет 70 лет с момента первого выпуска фонограммы, тогда как срок действия прав авторов составляет 70 лет с момента смертиавтора. На практике это означает, что права автора могут охраняться авторским правом целых, как и в России, то есть 150 лет, если автор создал произведение в возрасте 15 лет, а умер в 95. Другими словами, срок действия прав автора может в два раза превышать срок действия прав исполнителя. Это объясняется в основном историческими факторами: права авторов существуют уже не одну сотню лет, так как ноты произведений могли записываться от руки или печататься, а первое звукозаписывающее устройство было изобретено лишь в 1877 г., создав возможность для записи исполнений. Очевидно, что развитие системы прав исполнителей̆ и производителей̆ фонограмм во многом носит догоняющий характер. Первый̆ международный̆ договор по правам авторов появился в 1886 г., когда была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений; а исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям пришлось ждать еще целых три четверти века, прежде чем для них было разработано первое международное соглашение — Римская конвенция 1961 г.


Как уже отмечалось в предыдущей лекции «Определения», в контексте коммерческой̆ музыки необходимо помнить о двух видах прав:


  1. об авторском праве на произведение (им может быть песня, композиция, музыкальная аранжировка и/или текст песни);
  2. о смежных правах на исполнения и записи (фонограммы).
Независимо от цели использования музыки, необходимо всегда помнить об этих двух самостоятельных категориях прав. Важность понимания этих отличных друг от друга видов прав трудно переоценить; каждый̆ человек, так или иначе причастный̆ к музыке, должен иметь четкое представление о том, как использовать данные права в контексте коммерческой̆ деятельности.


Например, если музыкант хочет «позаимствовать» небольшой̆ фрагмент чужой̆ записи и использовать его в своей̆ записи, что часто встречается в современной̆ практике звукозаписи (такое заимствование называется «сэмпл», а процесс — «сэмплирование»), то он должен получить разрешение не одного, а по меньшей̆ мере двух разных правообладателей̆. Так, необходимо получить разрешение владельца прав на данную запись (обычно производителя фонограммы или ОКУ), а также владельца прав на данное произведение (обычно издатель или ОКУ). И только после этого музыкант может на законных основаниях использовать нужный̆ сэмпл. Кроме того, владельцами прав могут быть разные субъекты из разных стран, и тогда для обеспечения международной̆ «очистки» требуется получение разрешений у нескольких лиц.

ВОИС и международные договоры оказывают значительное влияние на формулирование норм в области авторского права и смежных прав. Их задача состоит в том, чтобы обеспечить некий̆ минимальный̆ набор прав, который̆ государства-члены обязаны инкорпорировать в свое национальное законодательство. Это упрощает заключение соглашений на основе взаимности между организациями коллективного управления разных стран, способствуя международной̆ торговле в музыкальной̆ отрасли.
Далее мы рассмотрим основные права, обеспечиваемые этими и другими вышеупомянутыми договорами и соглашениями. Краткое изложение, представленное далее, основано на международных соглашениях и договорах. Директивы Европейского союза по авторскому праву и смежным правам нередко предусматривают бóльшую охрану, чем международные договоры и соглашения. Описание и анализ международных, региональных и национальных законов в области авторского права и смежных прав по состоянию на 2008 г. содержится в работе Адриана Стерлинга «World Copyright Law» («Мировое законодательство в области авторского права»), указанной в разделе «Рекомендуемая литература».

Кому-то изложенная ниже информация покажется слишком специальной и, возможно, они захотят перейти к следующим главам книги. Но остальным эти сведения помогут понять, какие виды прав существуют сегодня. Информация, представленная ниже, как и все остальные разделы этой книги, не призвана заменить собой юридическую консультацию.
Made on
Tilda